Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы

Горячие статьи

Babyzzz От 3 лет до школы Воспитание Адаптация ребёнка в детскому саду: что знать и чем помочь

Любое детское дошкольное учреждение готовит маленького человека к будущей взрослой жизни. Малыш здесь учится первым социальным навыкам вне семьи. Но поход в детский сад может вызывать и немало трудностей, связанных с адаптацией. Насколько быстро ребёнок привыкнет к новой обстановке, зависит от педагогического коллектива и родителей.

Период адаптации — неспокойное время

Приспособление человеческого организма к новым условиям — это и есть адаптация. Каждый ребёнок, даже самый маленький, имеет инстинкт самосохранения, направленный на то, чтобы избегать неблагоприятных ситуаций. Помещение малыша в незнакомый коллектив, где есть свои правила и отсутствуют родители как раз воспринимается, как ситуация, потенциально опасная для жизни. Задача взрослых состоит в том, чтобы создать такие условия, которые воспринимались бы маленьким членом общества как абсолютно безопасные.

ребёнок и мама

Малышу, который всё время проводил с мамой, приходится расставаться с ней и приспосабливаться к новым условиям

Все малыши разные. Нет ничего странного в том, что одни дети практически с первого дня начинают посещать дошкольное учреждение без слёз, а другие ведут себя беспокойно даже через месяц регулярных походов в сад. На продолжительность периода адаптации могут влиять и такие факторы:

  • возраст ребёнка;
  • темперамент;
  • состояние здоровья;
  • режим дня;
  • владение навыками самообслуживания;
  • умение говорить;
  • стиль семейного воспитания.

Если верить статистике, большинство детей, поступающих в дошкольное учреждение, период адаптации проходят за 10–30 дней.

Этапы физиологического и психологического приспособления к новым условиям и правилам

Попадая в новые условия, малыш должен перестроиться не только эмоционально, но и физически. Маленький организм приспосабливается к новой окружающей среде. Физиологическая адаптация делится на следующие этапы:

  1. Острая адаптация. В это период маленький организм болезненно реагирует на новую обстановку. В напряжении находятся все жизненно важные системы. В результате многие дети в этот период заболевают.
  2. Неустойчивое приспособление. Организм ещё ослаблен, но уже нормально реагирует на окружающие условия.
  3. Устойчивое приспособление. Организм ребёнка возвращается к такому же состоянию, как и до первого посещения детского сада.
ребенок заболел

В период острой адаптации часто происходит снижение иммунитета и малыш может заболеть

Чем крепче иммунная система крохи, тем легче удастся пережить приспособление к новым условиям. При этом возраст ребёнка значения не имеет. Дети, которые регулярно проводят время на свежем воздухе, полноценно питаются и общаются со сверстниками, часто начинают адаптацию в дошкольном учреждении сразу со второго этапа.

Важной является также психологическая адаптация, которая подразумевает приспособление ребёнка к требованиям, существующем в новом коллективе. Процесс будет включать:

  • привыкание к распорядку дня;
  • налаживание контакта с воспитателями и детским коллективом;
  • принятие новых «коллективных» правил.

Большинство детей в первые дни ведут себя настороженно, не хотят играть с одногруппниками и общаться с воспитателями. Но проходит совсем немного времени, и малыш уже чувствует себя как дома.

Статистика указывает на то, что психологическая адаптация ребёнка длится в среднем три недели.

Для безболезненной адаптации важен не столько возраст, сколько навыки и режим

В большинстве случаев детки после 2 лет уже начинают посещать дошкольное учреждение. Однако возраст — это далеко не единственный критерий определения готовности крохи к новым условиям. Гораздо легче пройдёт процесс адаптации, если малыш:

  • имеет элементарные навыки самостоятельности:
    • может держать ложку,
    • может занять себя игрушкой и играть какое-то время без участия взрослых;
  • может достаточно длительный период пребывать без матери (3–4 часа);
  • легко переживает расставание с ней;
  • имеет навыки гигиены и самообслуживания (просится на горшок, сам моет ручки);
  • умеет говорить на минимальном уровне (отвечает на вопросы «да», «нет», произносит своё имя);
  • имеет режим сна и бодрствования, подходящий под правила дошкольного учреждения.

    Типичный режим детского сада: завтрак в 9:00, прогулка с 10:00 до 12:00, обеденный сон с 13:00 до 15:00.

Отказаться от раннего посещения детского сада стоит в том случае, если малыш достаточно часто болеет (минимум один раз в месяц). Врождённые недуги, а также особая диета могут стать поводом для того, чтобы оставить малыша на домашнем воспитании до школы.

Нередко можно услышать такой термин, как «несадиковый ребёнок». Чаще всего его применяют мамы, дети у которых плохо переживают период адаптации. На самом деле малышей, которые не смогли бы привыкнуть к новым условиям, не существует. Правильное поведение родителей и воспитателей поможет малышу приспособиться. «Несадиковыми» некоторые дети могут быть только по ряду физических причин (отставание в развитии, инвалидность, хронические заболевания).

Видео: советы доктора Комаровского родителям несадиковых детей

Степени адаптации и рекомендации врачей и психологов, как их облегчить

В зависимости от особенностей малыша и его поведения, выделяют три степени адаптации:

  • лёгкую;
  • среднюю;
  • тяжёлую.

Лёгкая: длится обычно до двух недель

Большая часть деток достаточно быстро привыкает к новым условиям. Таким малышам свойственная лёгкая степень адаптации. Капризы могут проявляться только в первые дни посещения дошкольного учреждения (плач при расставании с родными). Мамам важно сохранять спокойствие. Стоит объяснить крохе, что расстаться придётся временно (после обеденного сна мама придёт за малышом).

По отзывам мам двойняшек, период адаптации к детскому саду такие дети переживают обычно одинаково реагируя на ситуацию и сближаясь друг с другом.

Уже через неделю ребёнок спокойно остаётся в детском саду и спит здесь днём. Он умеет обращаться за помощью к воспитателю, спокойно играет с ровесниками.

Продолжительность адаптации лёгкой степени составляет не более 30 дней.

Родители в этот период должны хвалить ребёнка за каждое достижение в стенах садика, тем самым мотивируя малыша на новые хорошие поступки, например, за то, что сам оделся, не капризничал, поделился игрушкой, съел весь обед.

Средняя: проходит за месяц или два

Малыши со средней степенью адаптации быстро привыкают к новой обстановке и легко остаются без родителей. Психологическое состояние ребёнка может быть таким же, как и у детей с лёгкой степенью адаптации. Проблема в том, что средней степени адаптации свойственно резкое снижение иммунитета. Ребёнок хочет посещать детский сад, но не может этого делать из-за частых вирусных и бактериальных заболеваний. Нормально приспособиться к новым условиям в этом случае поможет педиатр. Врач посоветует родителям, как укрепить защитные силы организма крохи. Обойтись без лекарств удастся, если насытить рацион ребёнка витаминами и полезными микроэлементами и больше времени проводить с ребёнком на улице.

Продолжительность периода адаптации средней степени составляет 30–60 дней.

Тяжёлая: малыш может заболеть

Ребятам с тяжёлой (сложной) степенью адаптации по возможности стоит отложить посещение детского сада. Малышам со слабой иммунной системой желательно начинать ходить в дошкольное учреждение после трёх с половиной лет.

Период адаптации в таком случае пройдёт лучше, если:

  • выбрать собственный режим посещения детского сада. Если есть возможность, на протяжении нескольких месяцев стоит водить малыша в сад несколько раз в неделю или же записаться в группу кратковременного пребывания;
  • усилить иммунитет ребёнка;
  • отказаться от профилактических прививок, пока малыш не освоится в новом коллективе.

Чтобы у малыша не возникало проблем с психологической адаптацией, стоит:

  • приучить ребёнка брать на улицу или в сад те игрушки, которыми не жалко поделиться;
  • родителям сохранять спокойствие;
  • избегать шумных мероприятий (походов в цирк или театр, а также приёма гостей);
  • не обсуждать негативных моментов, связанных с дошкольным учреждением, при ребёнке.

Не нужно обещать малышу вознаграждение за посещение сада. Ребёнок должен понимать, что пребывание в дошкольном учреждении — это часть жизни, а не тяжёлый труд.

Группа кратковременного пребывания предполагает 4-часовое нахождение малыша в группе без питания. После её посещения в течение одного или двух месяцев детям гораздо проще привыкнуть к полному дню в детском саду.

Тяжёлая степень адаптации может обернуться для ребёнка нервным срывом: он плачет по любому поводу, плохо спит и отказывается от еды. На фоне этого резко снижается иммунитет. Воспитателям не удаётся установить контакт с ребёнком. В наиболее сложных случаях он не реагирует даже на просьбы родителей. Воспитанника не интересуют игрушки в группе, а похвала взрослых только пугает.

ребёнок плачет

Капризы и неспокойный сон — свидетельство того, что организм малыша не справляется со стрессом адаптации

Тяжёлая адаптация не может обойтись без участия психолога. Нередко нервозное поведение свойственно детям с нездоровой домашней обстановкой. Специалист сначала проводит беседу с родителями (без ребёнка), выясняет информацию о том, как ведёт себя малыш вне детского сада. Беспокоить должны такие симптомы:

  • снижение аппетита;
  • беспокойный сон;
  • бесконтрольный стул;
  • продолжительный плач без причины.

Если ребёнок тяжело переживает период адаптации, особые усилия придётся приложить родителям. Психологи рекомендуют больше времени проводить с малышом.

Детский сад — это открытая система. Мама может приходить в группу и проводить там время с крохой. Законодательно это не запрещено.

Приучать к пребыванию в садике ребёнка с тяжёлой степенью адаптации желательно постепенно. В первый день крохе стоит находиться в группе не более часа. Ежедневно это время будет увеличиваться на 15–30 минут.

Пассивная адаптация: отсроченная реакция на пребывание в детском саду

Также родители могут столкнуться с пассивной адаптацией. При этом в детском саду ребёнок ведёт себя отлично, а дома вечером капризничает и не слушает взрослых. Не стоит проявлять агрессию. Мама в первую очередь должна поговорить с крохой. На помощь придут терапевтические сказки.

Терапевтическая сказка про слонёнка Тошу

Жила-была семья. Папа-слон, мама-слониха и маленький слонёнок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть, и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одёжку и повезла на машине в детский сад.

В детском саду его встретила тётя-воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет класть свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников, они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашёл занятие, он увидел дудку, взял её и стал гудеть.

А потом слониха-няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиски, пили чай с хлебом и маслом…

После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошёл другой слонёнок, и они познакомились и подружились. Слонёнка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело играли. Тоша даже не заметил, как пришла мама.

* Рассказывать можно обо всём, что происходит в детском саду в течение дня. К рассказу взрослого можно добавлять комментарии ребёнка. Он будет добавлять ситуации, которые волновали его днём. А слушая ответы ребёнка на вопросы, можно диагностировать состояние ребёнка, его переживания.

** Вопросы к ребёнку:
Как ты думаешь, весело было Тоше в детском саду?
Что его огорчало?
Что понравилось Тоше?
Как ты думаешь, что нужно Тоше, чтобы ему не было грустно?

Ирина Марухнич

http://www.maam.ru/detskijsad/terapevticheskaja-skazka-dlja-detei-slonenok-tosha-idet-v-detskii-sad.html

Есть достаточно много отечественных и зарубежных мультфильмов, формирующих у детей понимание и позитивное отношение к детскому саду. Не поленитесь поискать их в сети и посмотрите вместе с ребёнком, а затем также обсудите, что понравилось, что было понятно и знакомо, а что нет, какими интересными делами занимались ребята в саду, во что играли, кто им помогал, с кем из персонажей малыш хотел бы подружиться и тому подобное.

Какими ещё средствами можно помочь ребёнку 2–3 лет

Внутренний настрой родителей, постоянное общение с ребёнком, укрепление его иммунной системы — всё это факторы, благоприятно влияющие на степень адаптации крохи к новым условиям. А вот невнимание к состоянию ребёнка, нарушение режима сна и бодрствования, плохое питание — факторы, усугубляющие привыкание к новым условиям.

Если процесс проходит очень тяжело, без дополнительной помощи не обойтись. Эффективно пережить период приспособления к новым условиям помогут следующие приёмы:

  1. Терапевтические сказки не только о походе детский сад, но и о других сложных ситуациях. Это поучительные рассказы, которые помогают найти ребёнку решение конкретных жизненных проблем. Важно не только прочитать малышу сказку, но и обсудить с ним сюжет.
  2. Любимая игрушка. Ребёнок может взять с собой из дома любую вещь, которая ему дорога. Предварительно этот момент стоит обсудить с воспитателем.
  3. Игры вблизи детского сада или на его территории в выходные дни. Так малыш быстрее привыкнет к месту и не будет его бояться.
  4. При тяжёлой степени адаптации некоторым малышам показана медикаментозная терапия. Педиатр может назначить такие успокоительные средства, как Фенибут, Пантогам, Глицин. Использовать препараты без консультации с врачом нельзя. Проходя лечение, ребёнок может продолжать ходить в садик.

К сожалению, когда ребёнок впервые идёт в детский сад, психологическая помощь нужна также и многим родителям. Тем, кто не может справиться с переживаниями, стоит пообщаться с мамами и папами, которые уже отдали детей в дошкольное учреждение. Чужой опыт бывает очень полезен.

Срыв адаптации

Нередко бывает так, что ребёнок уже успел приспособиться к новой обстановке и вдруг начинает продолжительно болеть. Или детский организм так и не справился со стрессом и дал сбой в виде ухудшения самочувствия. Это называется срывом адаптации. За время пребывания дома кроха может забыть о детском саде, и психологический дискомфорт при повторном посещении дошкольного учреждения придётся испытать снова. Причём эта ситуация может повторяться из раза в раз.

Родителям нужно регулярно стоит напоминать о воспитателях и новых интересных занятиях малыша в саду, о совместных весёлых играх. В общем, продолжайте поддерживать и всячески мотивировать ребёнка, формировать у него позитивные воспоминания и отношение к садику. После выздоровления стоит возобновить посещение сада постепенно: возможно, будет лучше первые дни приводить малыша только на время прогулки, а затем постепенно увеличивать его.

В первые месяцы посещения дошкольного учреждения может произойти срыв адаптации и за время выходных дней. Если ребёнок плачет, не хочет идти в сад, родители должны сохранять дружелюбие и спокойствие. По возможности в понедельник стоит забирать ребёнка раньше (сразу после дневного сна).

Отзывы мам об опыте привыкания малышей к садику

Основная проблема адаптации в том, что они там ревут все глядя друг на друга. Так что если переживаешь, первые 2 месяца не ходите, потом придёте уже когда все адаптируются, и ей будет легче. Но это малость эгоистично. Сын плакал недели 2 именно приходя в сад и видя ревущих детей. ну и подарочки ему каждый день приносили, мелочёвку всякую, этим и уговаривали. А он хитрый, теперь всегда требует подарочек.

Lenka

https://www.babyblog.ru/community/post/school/1693370

Мы пошли в 1,8, где-то неделю адаптировалась. Вообще всё было проще, чем я думала. Но ребёнок очень общительный, с людьми легко контакт находит.

Avina

https://www.u-mama.ru/forum/kids/kindergarten/315104/index.html

Мы как раз летом пошли в группу неполного дня. Я забирала пораньше сначала — много гуляли после садика, в садике тоже было оч мало деток — вниманием дети не были обделены, все быстро подружились. Кушали много фруктов, на природу ездили — не болели совсем…

StiX

https://www.u-mama.ru/forum/kids/kindergarten/315104/index.html

Отдала свою в сад в 4 года, до этого сидела с бабушкой. Не хотела ходить, пока не перевела в другую группу. Так она потом ни одного дня не пропускала! Сама просилась. Дети не всегда говорят, что им не нравится. Нашу первую воспитательницу, кстати, потом уволили.

Аспэг

https://otvet.mail.ru/question/15952130

Детки все разные. Старшего сына, когда повела в садик, он орал дурниной. Так мы проплакали месяц и не стали ходить в садик. А с младшим проблем не было, пришли, оставили и пошли. Воспитатель нам сказала придёте в обед, но я ей сказала, если будет плакать позвоните, я заберу. Но ничего подобного не произошло. Вот так-то. А вообще, мне кажется, зависит от воспитателя — это точно могу сказать.

Эльмира Тажиева

https://new.vk.com/topic-31927034_28349445

Месяц ходили до обеда, потом неделю после сна забирала, потом на целый день стала оставлять. Адаптация проходила тяжело, адски я бы даже сказала. Ребёнок рыдал во время расставания, но уже через 10 мин успокаивался.

Frosia B

http://forum.littleone.ru/showthread.php?t=6181670

Видео: мнение воспитателя о преимуществах ранней адаптации

Адаптация к детсаду всегда связана с негативными эмоциями, но является необходимым элементом социального развития ребёнка. Правильный настрой родителей поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям. В этот период нельзя проявлять агрессию. Стоит больше разговаривать с малышом, объяснять, почему посещение детского сада — это хорошо и, главное, интересно.