О сложностях вынашивания беременности у женщин с отрицательным резус-фактором и даже «несовместимости» мужчины и женщины по крови не слыхал разве ленивый. Именно слухи и домыслы зачастую создают ауру «неотвратимой опасности» вокруг беременности «отрицательно заряженной» женщины. А ведь реальную угрозу таит в себе лишь резус-конфликт — явление очень редкое и вполне поддающееся контролю, если озаботиться его предотвращением заранее. А ключ к решению проблемы — в первую очередь, осведомлённость женщины.
Итак, резус-конфликт — действительно смертельно опасное для плода (в дальнейшем — новорождённого ребёнка) состояние беременности, вызванное агрессивным поведением материнского организма из-за идентификации плода, как чужеродного «агента». Причиной становится наследование плодом отцовской информации, которая в корне не совпадает с материнской. Но, несмотря на всю серьёзность ситуации, следует понимать, что далеко не каждая резус-отрицательная женщина в принципе столкнётся с опасностью возникновения конфликта, а условия современной медицины даже тому малому проценту столкнувшихся дают почти 100-процентную гарантию положительного исхода, если резус-конфликт был предположен и профилактирован своевременно (заранее).
О резус-факторе и его наследовании
Общеизвестно, что одна из характеристик человеческой крови — резус-фактор — определяется по наличию либо отсутствию специфического белка (D-белок) на оболочке эритроцитов (красных кровяных телец). Так, люди, у которых этот белок присутствует, считаются резус-положительными, а те, у кого его нет — отрицательными.
Среди жителей европейской части нашего континента больше всего представителей резус-отрицательной части человечества — около 15% от всего населения. В то же время африканцы имеют отрицательный фактор лишь в 8% случаев, а азиаты — и вовсе в 1%.
Резус-фактор, как и другие характеристики человеческого организма, наследуется от отца или матери эмбрионом при зачатии. В связи с этим встречаются ситуации, когда ребёнок унаследовал положительный фактор отца, в то время как вынашивает его резус-отрицательная мать. Это и есть потенциально опасная резус-конфликтом ситуация, однако и она далеко не во всех случаях, даже без медицинского вмешательства приводит к конфликту.
Вероятность наследования ребёнком положительного фактора отца в паре — отрицательная мать + положительный отец — не более 60%. А уж к резус-конфликту и вовсе приходят только 1,5% из этих беременностей.
Резус-положительный отец не всегда может дать резус-положительного ребёнка
Об антигенной агрессии в первую и последующие беременности
Итак, в чём же, собственно, состоит агрессия материнского организма? Дело в том, что во время беременности, несмотря на условно «общий» кровоток — передачу питания, кислорода и отработанных продуктов от матери ребёнку и обратно — кровь матери и плода не смешивается, все обменные процессы совершаются через «мембрану» — плаценту. Именно плацента не даёт материнскому организму «заподозрить» неладное, а кроме того, не пропускает через себя первые иммуноглобулины (это «борцы» против чужеродных эритроцитов) – IgM. Однако любая (будь то удачная или неудачная) беременность однажды подходит к концу, и именно в момент родоразрешения (роды, кесарево, аборт, выкидыш и т. д.) «кровосмешение» неминуемо. Попадая в кровь матери, эритроциты резус-положительного ребёнка запускают выработку других, более мелких иммуноглобулинов — IgG, которые уже способны проникать через плаценту.
А во время следующей беременности (снова положительным ребёнком) организм уже более уверенно станет «производить» атакующих агентов, что может возыметь «желаемый» результат в виде вреда здоровью и даже жизни плода.
Сенсибилизация крови матери — первое появление в ней антител IgG.
Таким образом, первое — «незамеченное» — пребывание положительного малыша в утробе отрицательной матери чаще всего абсолютно безопасно. Тем не менее пребывание это обязательно оканчивается кровосмешением — провокацией материнского организма — вырабатывается «пробная» партия агрессивных агентов. Вторая же беременность уже сопровождается полноценной агрессией, при третьей и последующих беременностях ситуация только ухудшается.
Появившиеся после первого контакта с кровью резус-положительного ребёнка антитела будут спродуцированы организмом в ещё большем объёме при последующей беременности
При резус- и групповых конфликтах играют роль только антитела класса IgG. Они могут проникать через плаценту и повреждать эритроциты плода. К сожалению, в русскоязычных онлайн-источниках информация с точностью наоборот — во всём обвиняют антитела IgM и всем подряд проверяют уровень этих антител в крови (Внимание: тестом «Анти Д супер» определяют антитела IgM!!!).
Следует понимать, что провокацией могут стать не только успешно завершившиеся беременности, а ещё и:
аборты, выкидыши, внематочные и замершие беременности, завершившиеся после 8-й недели (до 8-й недели кровь плода ещё не сформирована);
Агрессивные материнские иммуноглобулины, проникая через плаценту в кровоток малыша, целенаправленно воздействуют на эритроциты крови, разрушая их (процесс называется гемолизом). Недостаток эритроцитов выливается в анемию (малокровие), гипоксию (недостаток кислорода), скопление жидкости во всех органах и полостях; в процессе разрушения эритроцитов начинает стремительно повышаться уровень билирубина (продукта их распада), что оказывает резко негативное влияние на все внутренние органы и мозг плода. Всё это выливается в гемолитическую болезнь плода, а в дальнейшем — новорождённого.
Выделяют три формы гемолитической болезни — отёчная, анемическая, желтушная. Самая тяжёлая — отёчная, дети чаще всего нуждаются в реанимации и переливании крови. При желтушной форме сильно страдает нервная система, в прогнозах — слабоумие, тугоухость и пр. Анемическая форма — самая благоприятная, однако и здесь всё зависит от степени выраженности малокровия.
О симптомах и признаках резус-конфликта
На состоянии женщины ни сенсибилизация, ни наступивший резус-конфликт никак не сказываются. В результате разгоревшейся невидимой «войны» страдает лишь плод — увидеть признаки влияния агрессивных материнских антител можно посредством УЗИ-исследования, среди которых:
появление сдвоенного контура черепной коробки (свидетельствует об отёчности);
расширение пупочной вены и плаценты (также следствие отёка)
определённая поза — поза «Будды» — нижние конечности значительно отведены от передней части туловища (из-за увеличившегося объёма живота);
скопление жидкости в брюшной полости;
увеличение внутренних органов (сердца, печени, селезёнки).
Объём нанесённого вреда после УЗИ можно оценить и посредством КТГ (насколько отклоняются от нормы показатели сердечной активности плода), допплерометрии (насколько изменена скорость кровотока между матерью и плодом).
Определение рисков резус-конфликта и профилактика
Важнейшую роль в условиях отсутствия симптомов, отсутствия средств лечения, а также серьёзных последствий резус-конфликта играет выявление рисков и профилактика этого явления. Именно поэтому всем беременным женщинам на начальных сроках беременности определяют резус-фактор, в случае обнаружения отрицательного — принимают меры к выявлению резус-фактора отца ребёнка (к сожалению, это возможно не всегда).
Обнаружив соответствие пары родителей рискованному сочетанию резус-факторов, ведущий беременность врач назначает женщине ряд дополнительных исследований на протяжении всей беременности:
анализ на титры антител (IgG) – каждый месяц, после 32-й недели — каждые две недели; после 35-й — каждую неделю;
дополнительные УЗИ-исследования после 18-й недели беременности;
наблюдение в специализированном центре после 20-й недели беременности.
Чем раньше в крови обнаружатся антитела IgG, тем неблагоприятнее прогноз резус-конфликта.
Единственным доказанным средством профилактики резус-конфликта является введение матери антирезусного иммуноглобулина
Единственной действенной мерой профилактики резус-конфликта (но только на следующую беременность) является введение беременной на 28-й неделе идентичных агрессивным иммуноглобулинов (организм таким образом «обманывается» и не продуцирует собственные). Применяется такая «вакцина» (человеческий антирезусный иммуноглобулин D) только при условии, что у женщины ещё не выработалось достаточно своих антител (менее 1:4). Повторяют введение иммуноглобулинов после родоразрешения (только если у ребёнка выявлен положительный резус), а также после любой неудачной беременности (аборт, выкидыш и пр.) – в течение 72 часов.
До внедрения в практику профилактики резус-конфликта введением антирезусных антител женщинам в определённых случаях, 1% всех беременностей протекал с проявлениями антирезусной сенсибилизации, то есть появлением антирезусных антител в крови матери. Сейчас, благодаря своевременной профилактике, резусная сенсибилизация встречается в 10 случаях на 10 000 родов.
Видео: Е. П. Березовская — о введении иммуноглобулинов
Действия при диагностировании резус-конфликта
К сожалению, диагностированный резус-конфликт на сегодняшний день слабо поддаётся лечению. В зависимости от срока беременности и критичности состояния плода принимается решение либо о внутриутробном переливании крови плоду, либо о досрочном родоразрешении.
Во всём мире НЕ существует лечения гемолитической болезни плода (что тоже нужно уметь диагностировать, а не ставить направо-налево только по уровню антител), кроме внутриутробного переливания крови плоду. Ничто другое НЕ помогает, но даже может оказаться опасным и вредным. Если ваш врач направляет вас в стационар для «понижения антител» или «чистки крови», от такого врача нужно уходить, ибо он не компетентен в вопросах современного акушерства.
Если внутриутробное переливание плода провести невозможно, следят за его состоянием с помощью Допплер-УЗИ и при ухудшении ситуации родоразрешают. Выходить недоношенного ребёнка намного проще, чем спасти почти мёртвого на более позднем сроке из-за слишком не рациональной выжидательной тактики.
Роды и послеродовый период в условиях резус-конфликта
Способ родоразрешения при резус-конфликте выбирают исходя из состояния плода (способен ли он перенести естественные роды) и других обстоятельств (доношенный ли срок, готовы ли родовые пути, какие роды по счёту у данной женщины). Чаще всего при резус-конфликте родоразрешение досрочное, экстренное, поэтому врачи выбирают кесарево сечение.
Дети, рождённые с признаками гемолитической болезни, чаще всего помещаются в реанимационные отделения новорождённых, палаты интенсивной терапии. Основными методами лечения являются переливание крови и фототерапия.
Фототерапия — один из эффективных способов борьбы с гемолитической болезнью у новорождённых
Перинатальная смертность при гемолитической болезни новорождённых (ГБН) составляет 2,5%. У 4,9% детей после ГБН сохраняется отставание в физическом развитии. Патология ЦНС развивается у 8% детей.
Вопрос о грудном вскармливании (ГВ) решается исходя из состояния ребёнка — сами по себе гемолитическая болезнь, резус-конфликт или даже его вероятность противопоказаниями к ГВ не являются. Однако сильно ослабленный ребёнок, принимающий интенсивную терапию, может оказаться не в состоянии сосать грудь.
Видео: Е. П. Березовская — о грудном вскармливании резус-отрицательной мамой резус-положительного ребёнка
Отзывы женщин, столкнувшихся с риском резус-конфликта
…в 30 недель звонят из ЖК, говорят, обнаружились титры антител в количестве 1:4…. Шок… 2-я беременность, и вот на тебе…. Укол иммуноглобулина мне никто и не предлагал, конечно. Ни платно, ни бесплатно… С таким титром в 31 неделю пришла на консультацию к врачу в роддом, у которой собиралась рожать (плановой КС). Титры антител постепенно нарастали 1:4, через 2 недели 1:16, ещё через 2 недели 1:64. Антитела были Неагрессивными. Срок 35 недель. Остро стоял вопрос о сроке родоразрешения. Консилиумом было принято решение в 37 недель и 1 день. До этого момента титр так и держался 1:64. По УЗИ — кровоток хороший (средняя мозговая), отёков нет, КТГ тоже ничего. Итог — ПКС на сроке 37 нед и 1 день. Ребёнок родился розовый, закричал сразу, без отёков, с массой 3050 г. Группа крови 1(+). Тут же взяли кровь на пробу Кумбса — он подтвердил наличие конфликта с моим ребёнком с таким же титром как у меня 1:64. Поэтому в Палате Интенсивной Терапии ему поставили капельницу с иммуноглобулином (в первые 2 часа жизни). Далее каждый час брали кровь на анализ билирубина (тоже очень важно! Динамика увеличения показателей билирубина). Из-за капельницы у нас отсрочка от всех прививок. Далее на вторые сутки его уже отдали мне. Кормила я сама, грудью, никто даже не заикнулся о временном прекращении ГВ. Мониторили гемоглобин и билирубин (важнейшие показатели последствий резус-конфликта) каждые 12 часов, лежали под лампой, но без фанатизма, несколько часов в день. Все было совсем неплохо, и нас даже хотели отправить домой, но на 5 день билирубин 190, и на 6 день мы поехали в больницу для новорожденных (для наблюдения). Там провели 12 дней (еле выдержала, но меньше там не лежат), и домой!! Сейчас моему чуду 6 месяцев. Анемии так и не было, вес набирал отлично…
Это (авт. — то, что не сделали укол иммуноглобулина после первых родов) не ошибка врачей. Они не обязаны делать укол. Я сама просила после рождения ребёнка сделать анализ на резус и, когда анализ показал положительный, просила сделать мне укол, который муж сам съездил и купил (на тот момент он стоит около 5000). Это нужно было в первую очередь мне для последующей беременности, а не врачам в роддоме, которые ведут настоящую беременность, а не последующую.
Забеременев первым ребёнком, я каждый месяц сдавала кровь на антитела. Мне везло, антител не было до 36 недели беременности. И всё могло быть хорошо для второй беременности, если бы мне сделали вовремя укол имунноглобулина. Антитела появились на 37 неделе, когда появляются антитела укол этот делать уже поздно!!! Но! Так как с антителами я проходила 3 недели, на ребёнке это никак не отразилось. Когда я забеременела вторым ребёнком, антитела выявились уже на 11 неделе беременности. Я сменила две Жк, в итоге наблюдаясь в центре (государственном), который специализируется на резус-конфликте. И началось, каждый месяц я так же сдавала антитела, каждые две недели после 20 недель я ездила на узи, отслеживая параметры малыша при резус-конфликте. Здесь нет лечения как такового, здесь только строгий контроль за малышом и вдруг если понадобится, то делают внутренне переливание крови малышу. С 36 недели я лежала в патологии, сначало мне делали амниоцентоз, чтобы посмотреть какие воды у малыша, а затем контролировали по ктг, его сердцебиение два раза на дню. В 38 недель меня стимулировали и я рожала сама с эпидуральной анестезией, вторые роды прошли за 2,5 часа легко и быстро. Малыша сразу забрали и я его видела в последующие 4 дня в кувезе, в детском отлелении. Он лежал под лампами, фототерапия, ему ставили капельницы и лечили. На 7 сутки нас выписали домой.
Резус-конфликт — очень редкое явление в условиях современной медицины, когда уже начиная с ранних сроков беременности принимаются меры к выявлению рисков и профилактике подобных осложнений. Тем не менее женщинам с отрицательным резус-фактором (в частности, имеющим резус-положительного партнёра) следует очень внимательно относиться ко всем профилактическим мерам, желательно наблюдаться у одного специалиста (для того, чтобы он отслеживал всю «историю» беременностей и родов, не допустил утери важной информации и пропуска необходимых мероприятий).
Я имею высшее юридическое образование, опыт работы в суде, банке, на предприятии. Несмотря на то, что основная моя специализация - это уголовное право и процесс, вся моя профессиональная деятельность связана с хозяйственным правом, начиная от кадровых вопросов и заканчивая проблемами кредитования. Долгое время я занималась написанием обзоров зарубежных и отечественных СМИ по бизнес-тематике.