Эйдетика – помощник в развитии образного мышления у малышей
Многие психологи и педагоги рекомендуют родителям обучать ребёнка чтению и счёту, начиная с 5-6 лет. А в 2-3 года для малыша очень важно учиться познавать окружающий мир. Дети расценивают всё, что находится вокруг них посредством образов, поскольку в этом возрастном периоде стремительными темпами происходит развитие воображения, фантазии. С греческого языка «эйдос» переводится, как «образ». По этой причине именно эйдетика поможет ребёнку правильнее запомнить, что и каким образом функционирует в нашем мире.
Эйдетика – весьма молодая наука, которая насчитывает около 100 лет своего существования. Но, несмотря на это, благодаря ей дети могут запоминать насыщенные образы и без затруднений их воспроизводить.
Многие родители могут усомниться в результативности этой неизвестной науки и начнут сомневаться, а необходима ли она ребёнку. Чтобы получить ответ, следует проверить, как кроха справляется с запоминанием. Для этой цели достаточно провести несложный тест, по итогам которого вы сможете понять, как ребёнок может концентрироваться, в какой степени у него развиты двигательная, зрительная и слуховая память.
Медленно и чётко скажите 5-10 слов (это зависит от того, сколько лет малышу), продемонстрируйте 5-10 картинок, а также совершите 5-10 движений. После этого малыш должен всё в точности повторить.
Если ребёнок выполнил задание лишь наполовину, значит, он не владеет информацией, как осуществлять запоминание. А это очень важная способность, которая пригодится малышу в школе, в высшем учебном заведении, в процессе работы. Если природа обделила кроху способностью запоминать большое количество информации, в дальнейшем ему придётся просто зубрить. Однако от этого знаний и навыков не увеличится. Кроме того на сегодняшний день не многие дети пользуются своим воображением и пытаются что-то запомнить.
В тридцатых годах прошлого века специалисты решили провести эксперимент среди учащихся обычных школ. В результате было выявлено, что многие ученики являются эйдетиками, другими словами их фантазия была на высшем уровне. Через 70 лет исследование повторили, и количество учеников, которые продемонстрировали способность к образному мышлению, уменьшилось практически в половину. Почему же так происходит? Специалисты утверждают, что всему виной развитие науки и техники. Ведь раньше наши родители, тёти и дяди, бабушки и дедушки на ночь читали книжки, представляя героев рассказа и их путешествия по далёким странам. Сегодня детям достаточно включить телевизор или компьютер, где они могут видеть образы в мультфильмах. Кроме того воображение перестаёт развиваться, если малыш играет в игры на телефоне или планшете. А, как известно, образность мышления это не только творческий компонент, она даёт возможность гармонично развиваться, улучшать внимание, усиливать концентрацию, что весьма важно для ребёнка в будущем.
Данная наука включает в себя весьма простые и увлекательные для ребёнка методики усовершенствования памяти, которые не только эффективны, но и помогут непоседливым малышам избавиться от скуки. Поскольку эти методики стимулируют все направления поступления к малышу сведений: кинестический, аудиальный и визуальный.
Аудиальный путь
Как же работает эйдетика? К примеру, аудиальное направление представляет собой методику, которая способствует запоминанию слов. Ребёнку предлагают ряд слов, из которых он должен попытаться составить оригинальный рассказ. Специфичность рассказа заключается в том, что слова в нем должны идти в установленном порядке, строго друг за другом.
Если малыш сможет без чей-либо помощи придумать удивительную историю с участием этих слов, то, скорее всего, он без труда её запомнит.
Данный метод результативен и при использовании обычных слов, которые известны малышу и он их каждый день употребляет в своей речи. К примеру, скажите малышу по порядку, какие вещи ему стоит надеть перед выходом на улицу или же составьте список действий, которые следует сделать утром перед походом в школу.
Ещё одним довольно сложным вариантом является составление стихотворения из заранее подобранных слов. В этом случае вы можете помочь малышу. Произнося рифмованные строчки, малыш должен обязательно нарисовать себе в воображении картинку и очерёдность предметов. Примером таких стишков может быть: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Такой стишок знают абсолютно все, и запоминается он буквально с первого раза.
Для запоминания движений, к примеру, в садике малыши должны разучить танец, то в этом случае малыш должен вспомнить своих любимых героев мультфильмов. Безусловно, запомнить, сколько прыжков необходимо сделать вправо, а сколько влево, когда хлопнуть в ладоши, а когда повернуться – для ребёнка весьма сложное задание. А объясняется это тем, что танец не интересен малышу. Ребёнок любит смотреть мультфильм про черепашек ниндзя, воспользуйтесь этим образом. Придумайте, как черепашка уклоняется от ударов врагов, прыгая сначала вправо, потом разворачивается влево, приседает, разворачивается и выхватывает оружие. В первое время такие рассказы вам придётся придумывать самостоятельно, а когда малыш поймёт принцип их действия, начнёт добавлять что-то своё.
Кинестический путь
К кинестической методике запоминания причисляют известную всем мамам и папам весёлую игру «Посмотри, что изменилось». Расположите на столе какие-либо предметы: книги, кубики, машинки, карандаши. Ребёнок должен перечислить все предметы и постараться запомнить их. Затем поставьте их в другой последовательности или же спрячьте один предмет. Малыш должен сказать, что стало не так.
Визуальный путь
Визуальный метод эйдетики предполагает запоминание тех или иных картинок и образов. В данном случае следует научить ребёнка трансформировать задуманное или где-то увиденное в историю. Подготовьте карточки, на которых будут изображены животные, транспорт, предметы обихода и так далее. Собрав из каждой группы по 5-10 карточек, предложите ребёнку составить историю на определённую тему, к примеру, путешествие, учёба, дружба.
Специалисты эйдетики уверяют, что многие дети лучше и быстрее запоминают информацию, если она нарисована. Именно по этой причине при заучивании стихов рекомендуется использовать ассоциативный рисунок. Безусловно, стишки нравятся всем детям, а вот попытаться повторить правильно все строчки удаётся не многим. И даже желая быть «звездой» на утреннике, многие дети не могут запомнить четверостишье, выйти и без подсказок взрослых и заминок красиво рассказать его. Слова вылетают из головы, строчки путаются, неуспех в этом деле отражается на желании ребёнка в дальнейшем участвовать в каких-либо выступлениях.
Однако не стоит расстраиваться раньше времени, поскольку данная проблема разрешима. Просто нарисуйте стихотворение. Так ребёнку будет более понятно. Конечно, некоторые слова вы не сможете изобразить с помощью рисунка, но это вполне нормально. Рисунок поможет малышу повторить стишок, а после 5-7 повторения оно закрепится в памяти.
Эйдетика является интересной игрой, которая даёт возможность научить малыша запоминать всю необходимую информацию в виде чисел, слов, дат, иностранных языков и так далее. Запоминание в этом случае осуществляется без зазубривания, напряжения. Всё происходит на основе ассоциаций и отличительных особенностей того или иного предмета.
Используя методику этой науки, вы поможете малышу развить образное мышление, которое так важно для дальнейшей жизни.
Здравствуйте. Меня зовут Полина. Услышав однажды истину, что педиатр – главный врач для любой семьи с маленькими детьми, я поняла, что мне есть к чему стремиться.