Многие родители расстраиваются, что их ребёнок медленно читает. Такой школьник тратит много времени на выполнение домашнего задания, часто отличается низкой успеваемостью. Между тем маме и папе вполне по силам научить ребёнка быстро читать. Для этого нужно желание, упорство и совсем немного ежедневного времени.
ФГОС предусматривает ориентировочные показатели скорости чтения школьников. Так, для первоклассника это 30–40 слов в минуту к концу учебного года, для второклассника уже 50–60 слов (для взрослого человека средним показателем считается чтение 150–250 слов в минуту).
Интересно, что скорость чтения во многом зависит от типа нервной системы (у сангвиника, к примеру, она будет выше, чем у флегматика). Между тем школьные нормы это не учитывают.
Текст недостаточно просто прочитать как можно быстрее. Техника чтения школьников предусматривает и следующие важные критерии:
Осмысленность чтения. Ребёнок должен понимать текст, значение большинства его слов, уяснять смысловую связь предложений, отдельных абзацев.
Правильность чтения. Нет ошибок в произнесении (замены букв, их перестановки, повторов звуков, слогов, целых слов, неправильного ударения).
Выразительность чтения. Читающий обоснованно делает паузы в тексте, подбирает нужную интонацию, произносит слова громко и внятно.
Для успешной учёбы школьнику в целом важно быстро воспринимать текст и при этом понимать его смысл. Такому ребёнку не составит особого труда выучить параграф в учебнике, при этом у него останется больше свободного времени.
Текст важно не просто быстро читать, но и осмысливать прочитанное
Когда следует начинать учить ребёнка скорочтению
Сторонники раннего развития считают, что учить ребёнка скорочтению можно уже в дошкольном возрасте. А вот Вальдорфская школа (методика Штайнера, ориентированная на развитие личности ребёнка, его творческой стороны) полагает, что лучше это делать в 10–12 лет: ведь в начальной школе лучше воспринимается информация, произносимая в обычном темпе речи.
Приняв во внимание оба мнения, можно сказать, что скорочтение лучше начинать тогда, когда сын или дочь уже целиком читает слова (не разбивает их на слоги) и при этом хорошо понимает суть прочитанного. Кто-то это делает уже в первом классе, кому-то требуется больше времени. Но в целом учить ребёнка быстро читать целесообразно уже в начальной школе.
Начинать обучение скорочтению оптимально в начальной школе, причём со многими ребятами можно заниматься уже в первом классе
Конкретные техники и упражнения для развития скорочтения
Перед тем как заниматься с ребёнком дома, родители должны продумать структуру каждой тренировки. Она будет состоять из определённых этапов:
Разминка.
Задания на расширение поля зрения и развитие внимания.
Чтение на скорость.
Упражнения на подавление артикуляции и устранение регрессии.
Чтение на скорость.
Заключительная часть.
Каждое занятие длится около 15–20 минут (можно разбивать его на две ежедневных тренировки по 10 минут).
Разминка
Разминка представляет собой чтение текста (не на скорость). Его объём не превышает 100 слов (в зависимости от возраста ребёнка). Задание можно усложнить — пусть малыш читает текст правым и левым глазом попеременно. Затем взрослый задаёт вопросы по содержанию, чтобы активировать работу мозга ребёнка.
Другие варианты разминки — это артикуляционные упражнения, произношение согласных звуков на выдохе.
Один из вариантов разминки — артикуляционная гимнастика
Работа на расширение поля зрения и развитие внимания
Расширение поля зрения позволит школьнику одновременно охватывать глазами большой кусок текста, улавливая его содержание. Для развития этого умения хорошо подходит работа с таблицей Шульте. Она представляет собой квадрат с цифрами, расположенными в произвольном порядке. Для первоклашек достаточно будет девяти квадратов, далее их количество увеличивается до 25 и более.
Задача ребёнка — за 10–15 секунд назвать весь набор цифр, при этом глаза должны быть направлены в центр таблицы. Другой вариант — необходимо найти указанное число, при этом глядя в центр.
Работа с таблицей Шульте позволяет расширить поле зрения ребёнка
Для первоклашек можно сделать упрощённую таблицу — в виде рисунков: к примеру, в центре будет солнышко, а вокруг располагаться разные геометрические фигуры.
Что касается упражнений на тренировку внимания, то их существует очень много. Можно использовать следующие варианты:
Повреждённый текст. В тексте убираются или переставляются местами отдельные буквы — ребёнок должен прочитать его не сбиваясь.
Чтение через решётку. Текст закрывается решёткой — многие буквы оказываются скрытыми, при чтении нужно ориентироваться на оставшиеся буквы.
Решётка закрывает некоторые буквы, но ребёнок всё равно должен прочитать его, ориентируясь на оставшиеся буквы
Половинки. На карточках пишутся двусложные слова (впоследствии трёхсложные), которые затем разрезаются пополам и перемешиваются. Задача — сложить исходные слова.
Задача школьника — соединить половинки слов
Продолжи цепочку. Мама предлагает ребёнку любое слово. Он должен выделить последний слог и придумать слово, которое будет уже начинаться с него.
Написание цепочек из слов — увлекательное занятие, развивающее внимание
Найди слово. В предложенном тексте школьник находит на время слова на заданную букву.
Анаграммы. Взрослый предлагает ученику простую анаграмму — первая и последняя буквы там будут на своих местах, «перемешаны» только оставшиеся (СОКАБА, ЛЦИИСА, КШОКА). В дальнейшем анаграммы усложняются — РОКЬТАВ, АМОЛСЁТ («перемешаны» уже все буквы). Такое упражнение учит не задерживать взгляд на каждой отдельной букве, а осваивать «скользящее» чтение.
Заколдованные предложения. Здесь уже «перемешиваются» слова в предложении («В саду вишня весной расцвела в нашем», «Гвоздик два кольца посередине два конца»). Задание — восстановить правильный порядок слов.
Старт-финиш. По команде «старт» ребёнок начинает читать текст. По сигналу «стоп» прекращает — закрывает глаза и отдыхает. После следующего старта читать нужно с места остановки.
Из одного длинного слова нужно составить как можно больше маленьких слов (например, «кораблекрушение»).
Составление слов из одного большого развивает внимание и активизирует словарный запас
Разные шрифты. В тексте используются разные шрифты, они даже могут встречаться в одном слове. Школьник должен привыкать читать, не обращая внимания на вид и размер букв.
Школьник должен привыкать читать, не обращая внимания на вид и размер шрифта, сосредотачивая внимание на смысле
Спрятанные слова. Это небольшой кроссворд, представляющий собой прямоугольник с клеточками-буквами. Среди них нужно найти слова (расположены на прямой линии). Ориентироваться ребёнку помогут картинки.
Ребёнок должен найти в прямоугольнике определённые слова, которым соответствуют картинки
Поменяемся местами. Взрослый выступает в роли ученика и читает текст, намеренно допуская ошибки. Ребёнок (учитель) должен следить за чтением взрослого и исправлять его.
Ребёнок берёт на себя роль учителя и исправляет ошибки взрослого
Естественно, на каждом занятии школьнику не предлагаются сразу все задания. Их нужно чередовать.
Видео: чтение с решёткой — интересный метод улучшить технику чтения
Чтение на скорость
Следующие задания непосредственно направлены на увеличения скорости чтения:
Ребёнку предлагаются две-три строки. Он должен прочитать их несколько раз, последовательно ускоряя темп.
Работа со слоговой таблицей. Здесь горизонтальные строки представляют собой слоги — сочетания одного согласного с разными гласными, по вертикали — один гласный сочетается с разными согласными. Школьник тщательно прорабатывает каждую строку и столбик, читая его вначале медленно, а потом всё более быстро.
«На буксире». Ребёнок читает текст, а взрослый следит пальцем по книге. Постепенно палец начинает двигаться быстрее прочтённых слов, стимулируя ученика ускориться.
Слоговая таблица — отличный тренажёр для увеличения скорости чтения
Упражнения на подавление артикуляции и устранение регрессии
Многие дети читают медленно по причине того, что про себя (или даже шёпотом) проговаривают слова. Бороться с этим помогут такие задания:
Чтение под музыку. Вначале включаются композиции без слов, затем уже песни.
Жужжащий шмель. Школьник одновременно читает глазами и произносит звук «ж-ж-ж».
Постукивание. Предварительно ученик разучивает ритмичный стук, а затем читает текст, отбивая кулачком или карандашом нужный ритм на столе.
Замок. Во время чтения губы ребёнка крепко сжаты, к ним прижат палец (рот можно закрыть ладошкой). Задачу можно усложнить: по команде взрослого «Стоп!» пальчик или ладонь убирается, и слова произносятся вслух.
Чтобы подавить артикуляцию можно читать под звуковое сопровождение — музыку, собственное жужжание или постукивание по столу
Во всех указанных случаях после чтения ребёнок должен обязательно ответить на вопросы по содержанию текста.
Регрессия — это возврат в процессе чтения на уже прочитанную строку, что, естественно, замедляет темп. Избавиться от таких действий помогут следующие упражнения:
Родитель указывает ребёнку карандашом направление чтения: тот следует за указателем, не возвращаясь назад.
После того как школьник прочитает слово, взрослый его сразу же закрывает.
Ученик сам использует специальную закладку: двигает её сверху вниз по мере прочтения текста.
Мама разворачивает книгу на 90° или 180° – ребёнок старается прочитать текст.
Заключительная часть
В конце занятия можно предложить ребёнку нарисовать рисунок по теме прочитанного текста.
Видео: что способствует скорочтению у школьника
Общие рекомендации по обучению скорочтению
Чтобы обучение скорочтению проходило успешно, родителям нужно учитывать некоторые нюансы:
Заниматься регулярно, но не делать тренировки слишком длинными.
Преподносить задания в увлекательной игровой форме, периодически их менять.
Обязательно хвалить ребёнка уже за самое небольшое достижение.
Обучение скорочтению тесно связано с развитием интереса к книгам: следует предлагать школьнику интересные издания, детские журналы. В этом плане большое значение имеет личный пример взрослых: пусть малыш чаще видит в руках мамы книгу, нежели планшет.
Если решили заниматься с дошкольником
Некоторые родители решают обучать скорочтению своего ребёнка-дошкольника (пяти-шести лет), если он рано начал читать и делает это довольно хорошо. Здесь нужно использовать более щадящий режим тренировок: в процессе занятия давать малышу отдых, использовать больше наглядности.
Занятия с дошкольниками проводятся в щадящем режиме
Скорочтение — очень полезное умение, которое необходимо ребёнку для успешного обучения в школе и будущей жизни. Ведь оно даёт возможность усваивать гораздо больше информации и получать новые знания.
1 комментарий