Как помочь малышу быстрее заговорить: рекомендации родителям
Конечно, всем родителям не терпится услышать первые слова своего малыша. Однако некоторые не хотят просто ждать, а стараются всячески ускорить развитие речи ребёнка, начиная с самого раннего возраста. Какие методы и упражнения будут наиболее эффективны? Что нужно учесть маме и папе?
Стимулировать развитие речи ребёнка можно уже в младенческом возрасте — в так называемый доречевой период. Через органы чувств малыш получает всю информацию об окружающем мире — она и является мотивацией для первых слов. Соответственно работа взрослых заключается в развитии у крохи тактильного, слухового и зрительного анализаторов.
Так, изначально нужно окружать новорождённого красивыми разноцветными предметами, в том числе погремушками, игрушками с различной структурой. Пусть малыш удивлённо смотрит на них, исследует ручками.
С рождения у малыша нужно развивать зрительный, слуховой и тактильный анализатор
Главный же залог успеха — постоянное эмоциональное общение ребёнка с родителями. Мама (а именно она проводит с крохой больше всего времени) всё время должна разговаривать с малышом.
Ребёнок не сможет научиться плавать, пока не окажется в ванне или бассейне. Аналогично он не научится говорить, если не будет слышать вокруг себя живую речь. Причём начинать вести беседы с малышом нужно ещё во время беременности.
Некоторые женщины, даже довольно болтливые, могут впадать в недоумение: о чём беседовать с младенцем (ведь он ещё не может ответить). Конечно, сюсюкать ребёнка и в очередной раз восторгаться его красотой могут все. Однако для овладения родным языком карапузу необходимо регулярно слышать более содержательные и разнообразные речи. Так, варианты общения могут быть следующие:
Комментировать все свои действия («сейчас я тебя переодену», «давай пойдём купаться» и пр.), рассказывать ему, о планах на ближайшее время («сейчас я пойду поглажу твои распашонки»), во время прогулки обсуждать окружающую среду (например, описать пробегающую мимо собаку), а дома — домашних питомцев. При этом фразы не должны быть слишком «сухими» – нужно использовать больше прилагательных.
Регулярно задавать ребёнку вопросы, причём отвечать на них будет сама мама. Например, после вечернего купания спросить, какую пижаму он хочет надеть («наверное, вот эту, давай-ка её и наденем»).
Маме нужно часто задавать ребёнку вопросы и самой же на них отвечать
Использовать простейшие речевые игры на основе диалога (опять-таки на вопрос отвечает взрослый). Например, «Съедобное-несъедобное»: мама перечисляет слова. Когда говорит что-то съедобное, задорно восклицает «Ам!» и делает вид, что хочет съесть ребёнка (позже, ближе к году, возможно, малыш уже сам будет отвечать «Ам!»). Другая игра – «Кто как кричит?»: женщина спрашивает, как ревёт осёл или как кричит лягушка. Сама отвечает как можно более эмоционально и артистично. Младенцу обычно это очень нравится — он смеётся в ответ. Игра «Что где находится»: мама спрашивает у ребёнка о местонахождении предметов («где лампа» — вот она»). Со временем же кроха сам должен показывать пальчиком нужную вещь.
С рождения читать детские книжки вслух, при этом показывая младенцу картинки. Не важно, что малыш ещё не понимает смысла текста — главное, что он слышит голос близкого человека и живую образную речь. Такое занятие, конечно, больше подойдёт для спокойного ребёнка: более активные и любознательные малыши могут пытаться отбирать у мамы книгу, кусать её, бросать и пр. Однако пробовать всё равно нужно.
Младенцу нужно читать книги и показывать в них картинки — пусть он слышит живую образную речь
Петь крохе песенки (в том числе колыбельные), рассказывать потешки. Как вариант можно включать диски с аудиосказками, песенками, потешками.
Для речевого развития полезно петь малышу колыбельные, рассказывать потешки
При разговоре с младенцем недопустимо сокращать, намеренно коверкать слова, постоянно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (какая красивая едет «бибика» или «машиночка»).
Во время разговора с карапузом нужно чаще смотреть ему в лицо, наблюдая за реакцией. А когда мама называет какой-то предмет, хорошо его показать или хотя бы продемонстрировать соответствующую картинку — так ребёнок будет учиться соотносить слово с образом.
Следует запастись картинками и плакатами изображающими различные предметы, животных, растения и пр
Занимаясь с младенцем, речевые упражнения следует дополнять массажем кистей и пальцев рук (ведь, как известно, развитие речи ребёнка напрямую связано со степенью сформированности тонких движений его пальчиков). Кроме того, мелкую моторику развивают простые игры: например, в глубокую тарелку с мукой поместить игрушку и предложить ребёнку найти её.
Видео: стимуляция речевого развития от рождения до года
Занятия с малышом после года
Занимаясь речевым развитием с годовалым ребёнком, можно использовать все те же методы, но усложняя их. Так, во время диалога малыш уже должен сам отвечать маме (хотя бы отдельными слогами, пока не появятся слова). Она, в свою очередь, побуждает его многократно повторять сказанное — маленьких детей такое занятие обычно очень увлекает (хотя отдельные карапузы могут отказываться делать это из упрямства — с ними не нужно сильно усердствовать в повторениях).
Годовалый малыш уже должен пытаться отвечать на вопросы мамы, хотя бы с помощью слогов
Читая малышу книги, мама уже активно обсуждает с ним иллюстрации, задаёт малышу вопросы по содержанию картинки. Комментируя что-либо с ребёнком, взрослые часто используют только существительные. Но важно, чтобы ребёнок слышал как можно больше глаголов — так впоследствии ему будет легче строить предложения (не просто «посмотри, тут машинка», а «машина мчится» или не «глянь, солнышко», а «светит солнышко»). Столь же важно накаливать знание признаков предметов. Кроме того, нужно использовать в речи противопоставления («этот гриб на картинке большой, а этот маленький») – это обогащает словарь ребёнка и развивает логическое мышление.
Читая ребёнку книгу, мама уже активно обсуждает с ним иллюстрации, используя при этом различные части речи
Когда ребёнок что-то просит у взрослого, не нужно реагировать просто на протянутую ручку или тычущий палец (взрослый делает вид, что не понимает язык жестов). Нужно побуждать малыша сказать «дай» (впоследствии задача будет усложняться — он должен произнести «мама, дай мяч»).
Не нужно реагировать просто на протянутую руку или пальчик ребёнка — он должен сопроводить свою просьбу словом
После года усложняются занятия на развитие мелкой моторики. Так, массаж пальчиков рук можно заменять увлекательной пальчиковой гимнастикой, а также знакомой всем игрой в «Ладушки». Прикосновение к ладошкам и кончикам пальцев ребёнка не только забавляет его, но и активизирует работу рецепторов речевого центра. За текстовую основу можно брать не только известный текст («Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…»), но и любое детское стихотворение — малыш должен закончить конец знакомой фразы (например, А. Барто «Мишка» или «Бычок»).
Массаж кистей и пальчиков можно заменить игрой в «Ладушки» и различными пальчиковыми играми
Таблица: варианты пальчиковых игр с годовалым ребёнком
Слова
Действия
«Сорока-ворона»
Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила
водим пальцем по ладошке малыша
Этому дала,
загибаем большой пальчик
Этому дала,
загибаем указательный пальчик
Этому дала,
загибаем средний пальчик
Этому дала,
загибаем безымянный пальчик
А этому не дала:
указываем на мизинчик
«Мал, мал, не хорош! Ты водички не принёс. Кыш, пошёл!»
постукиваем по мизинчику
«Семья»
Этот пальчик — дедушка,
загибаем большой пальчик
Этот пальчик — бабушка,
загибаем указательный пальчик
Этот пальчик — папочка,
загибаем средний пальчик
Этот пальчик — мамочка,
загибаем безымянный пальчик
Этот пальчик — я,
загибаем мизинчик
Вот и вся моя семья.
трясём получившимся кулачком
«Пальчик, пальчик, где ты был?»
Пальчик, пальчик, где ты был?
показываем большой пальчик
С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел,
массаж каждого пальца по очереди
Песни пел, да играл, Да всех братцев забавлял.
хлопаем в ладоши
Для развития мелкой моторики следует чаще предлагать малышу манипуляции с небольшими предметами, крупой (только под присмотром взрослого, чтобы ребёнок не засунул себе что-нибудь в нос или рот), предлагать пластилин, солёное тесто и пр.
Для развития мелкой моторики можно предлагать малышу пластилин, манипуляции с крупой, небольшими предметами
Что касается словесных игр, то можно использовать уже знакомые варианты «Что это?» (называние указанных предметов), «Кто как кричит», «Съедобное-несъедобное», но ребёнок уже должен быть полноценным участником речевой ситуации (отвечать сам, хотя бы слогами, слова появятся позже).
«Исправь ошибку». Мама обсуждает с ребёнком, какие звуки произносит то или иное животное, и намеренно делает ошибку. Например, кошка говорит «Ква-ква» – малыш должен исправить взрослого. Кроха будет доволен: ведь он знает правильный ответ, да ещё и учит родителя.
«Кто прячется в мешочке». В небольшой мешок мама помещает несколько игрушек-зверушек, вытаскивает их по одной и просит малыша назвать животное. Доставать предметы может и ребёнок — в этом случае дополнительно будет развиваться мелкая моторика.
«Что как звучит». Стимулировать речь можно озвучиванием окружающего мира. Ведь практически к любому предмету или действия легко подобрать свой звук. Так, мама задаёт сыну или дочке вопросы: «Как капает дождик?», «Как топают ножки?, «Как звенит колокольчик?». Отвечает малыш опять-таки вначале отдельными слогами (например, «ка» вместо «кап», «то» вместо «топ», а впоследствии появятся и слова).
На тему звукоподражаний можно использовать забавные стихотворения — ребёнок в каждой строке озвучивает последнее слово:
Как пойдём гулять? Топ-топ! Как мы дверь закроем? Хлоп! Кошка к нам с крылечка: Прыг! Воробьишки: Чик-чирик! Кошка рада птичкам: Мурр! Воробьи взлетели: Фурр! Дальше ножками: Топ-топ! И теперь калиткой: Хлоп! Как трава шумит? Ш-ш-ш! Кто в траве шныряет? Мышь! На цветке пчела: Жу-жу! Ветер листьями: Шу-шу! Речка струйками: Трень-брень! Здравствуй, яркий летний день!
После года можно начинать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой. Но чтобы упражнения не казались ребёнку скучными, нужно подключать фантазию:
задуть свечу;
дуть в игрушечную дудочку;
дуть через соломинку в кружку с водой: бульканье развеселит ребёнка;
надувать мыльные пузыри;
дуть на кусочек ваты на ладошке, привязанную к нитке бумажную бабочку, на маленькие клочки салфетки на тарелочке;
покривляться перед зеркалом: показать язык, как обезьянка, вытянуть губы трубочкой (хобот слоника);
поцокать язычком, как лошадка;
представить, что на губах варенье и облизать их.
Артикуляционная гимнастика для маленького ребёнка должна быть весёлой и увлекательной
Видео: занятия для речевого развития с годовалым ребёнком
Общие рекомендации, которые приблизят произнесение первых слов
Занимаясь с ребёнком речевым развитием, родителям стоит учитывать следующие полезные рекомендации:
Убрать соску. Сосание препятствует правильному развитию артикуляционного аппарата.
Все занятия должны быть весёлыми, проводиться в форме игры. Например, мама показывает годовалому малышу карточки с изображением животных (нужно будет озвучивать их). Можно предварительно поиграть с ними, например, спрятать под подушку, чтобы ребёнок видел это, и предложить найти комплект.
Стараться ограждать кроху от телевизора. Человеческая речь не должна превращаться в фон по сравнению с ним.
Взрослый должен быть искренне заинтересован всем, чем он занимается с ребёнком. Например, нужно не просто читать детскую книжку с отстранённым видом, а проявлять живые эмоции, удивление, радость, испуг. То же самое касается и пальчиковой гимнастики и речевых игр. Каждый ответ малыша должен вызывать у родителя восхищение, массу положительных эмоций, чтобы стимулировать дальнейшие успехи карапуза.
Ребёнка нужно как можно раньше отучать от соски — она не даёт правильно развиваться артикуляционному аппарату (мышцы языка и губ будут вялыми)
В силах заботливых родителей ускорить речевое развитие своего малыша. Порой для этого полезно забыть о своём возрасте и ощутить себя наравне с ребёнком: играть с ним, смеяться, вести забавные диалоги. Всё это вместе с постоянным чтением сыну или дочери книг приблизит произнесение первых слогов, слов и предложений.