Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы


Горячие статьи

Babyzzz От года до 3 лет Игры и развитие Как помочь малышу быстрее заговорить: рекомендации родителям

Конечно, всем родителям не терпится услышать первые слова своего малыша. Однако некоторые не хотят просто ждать, а стараются всячески ускорить развитие речи ребёнка, начиная с самого раннего возраста. Какие методы и упражнения будут наиболее эффективны? Что нужно учесть маме и папе?

Самые первые упражнения в младенческом возрасте

Стимулировать развитие речи ребёнка можно уже в младенческом возрасте — в так называемый доречевой период. Через органы чувств малыш получает всю информацию об окружающем мире — она и является мотивацией для первых слов. Соответственно работа взрослых заключается в развитии у крохи тактильного, слухового и зрительного анализаторов.

Так, изначально нужно окружать новорождённого красивыми разноцветными предметами, в том числе погремушками, игрушками с различной структурой. Пусть малыш удивлённо смотрит на них, исследует ручками.

Младенец удивлённо смотрит на яркие подвесные игрушки

С рождения у малыша нужно развивать зрительный, слуховой и тактильный анализатор

Главный же залог успеха — постоянное эмоциональное общение ребёнка с родителями. Мама (а именно она проводит с крохой больше всего времени) всё время должна разговаривать с малышом.

Ребёнок не сможет научиться плавать, пока не окажется в ванне или бассейне. Аналогично он не научится говорить, если не будет слышать вокруг себя живую речь. Причём начинать вести беседы с малышом нужно ещё во время беременности.

Некоторые женщины, даже довольно болтливые, могут впадать в недоумение: о чём беседовать с младенцем (ведь он ещё не может ответить). Конечно, сюсюкать ребёнка и в очередной раз восторгаться его красотой могут все. Однако для овладения родным языком карапузу необходимо регулярно слышать более содержательные и разнообразные речи. Так, варианты общения могут быть следующие:

  1. Комментировать все свои действия («сейчас я тебя переодену», «давай пойдём купаться» и пр.), рассказывать ему, о планах на ближайшее время («сейчас я пойду поглажу твои распашонки»), во время прогулки обсуждать окружающую среду (например, описать пробегающую мимо собаку), а дома — домашних питомцев. При этом фразы не должны быть слишком «сухими» — нужно использовать больше прилагательных.
  2. Регулярно задавать ребёнку вопросы, причём отвечать на них будет сама мама. Например, после вечернего купания спросить, какую пижаму он хочет надеть («наверное, вот эту, давай-ка её и наденем»).
    Мама разговаривает с младенцем

    Маме нужно часто задавать ребёнку вопросы и самой же на них отвечать

  3. Использовать простейшие речевые игры на основе диалога (опять-таки на вопрос отвечает взрослый). Например, «Съедобное-несъедобное»: мама перечисляет слова. Когда говорит что-то съедобное, задорно восклицает «Ам!» и делает вид, что хочет съесть ребёнка (позже, ближе к году, возможно, малыш уже сам будет отвечать «Ам!»). Другая игра – «Кто как кричит?»: женщина спрашивает, как ревёт осёл или как кричит лягушка. Сама отвечает как можно более эмоционально и артистично. Младенцу обычно это очень нравится — он смеётся в ответ. Игра «Что где находится»: мама спрашивает у ребёнка о местонахождении предметов («где лампа» — вот она»). Со временем же кроха сам должен показывать пальчиком нужную вещь.
  4. С рождения читать детские книжки вслух, при этом показывая младенцу картинки. Не важно, что малыш ещё не понимает смысла текста — главное, что он слышит голос близкого человека и живую образную речь. Такое занятие, конечно, больше подойдёт для спокойного ребёнка: более активные и любознательные малыши могут пытаться отбирать у мамы книгу, кусать её, бросать и пр. Однако пробовать всё равно нужно.
    Мама читает грудничку книгу и показывает картинки

    Младенцу нужно читать книги и показывать в них картинки — пусть он слышит живую образную речь

  5. Петь крохе песенки (в том числе колыбельные), рассказывать потешки. Как вариант можно включать диски с аудиосказками, песенками, потешками.
    Мама укачивает грудничка и поёт ему колыбельную

    Для речевого развития полезно петь малышу колыбельные, рассказывать потешки

При разговоре с младенцем недопустимо сокращать, намеренно коверкать слова, постоянно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (какая красивая едет «бибика» или «машиночка»).

Во время разговора с карапузом нужно чаще смотреть ему в лицо, наблюдая за реакцией. А когда мама называет какой-то предмет, хорошо его показать или хотя бы продемонстрировать соответствующую картинку — так ребёнок будет учиться соотносить слово с образом.

Плакат с изображением различных живых существ

Следует запастись картинками и плакатами изображающими различные предметы, животных, растения и пр

Занимаясь с младенцем, речевые упражнения следует дополнять массажем кистей и пальцев рук (ведь, как известно, развитие речи ребёнка напрямую связано со степенью сформированности тонких движений его пальчиков). Кроме того, мелкую моторику развивают простые игры: например, в глубокую тарелку с мукой поместить игрушку и предложить ребёнку найти её.

Видео: стимуляция речевого развития от рождения до года

Занятия с малышом после года

Занимаясь речевым развитием с годовалым ребёнком, можно использовать все те же методы, но усложняя их. Так, во время диалога малыш уже должен сам отвечать маме (хотя бы отдельными слогами, пока не появятся слова). Она, в свою очередь, побуждает его многократно повторять сказанное — маленьких детей такое занятие обычно очень увлекает (хотя отдельные карапузы могут отказываться делать это из упрямства — с ними не нужно сильно усердствовать в повторениях).

Мама разговаривает с годовалым малышом, оба лежат на полу и смотрят друг на друга

Годовалый малыш уже должен пытаться отвечать на вопросы мамы, хотя бы с помощью слогов

Читая малышу книги, мама уже активно обсуждает с ним иллюстрации, задаёт малышу вопросы по содержанию картинки. Комментируя что-либо с ребёнком, взрослые часто используют только существительные. Но важно, чтобы ребёнок слышал как можно больше глаголов — так впоследствии ему будет легче строить предложения (не просто «посмотри, тут машинка», а «машина мчится» или не «глянь, солнышко», а «светит солнышко»). Столь же важно накаливать знание признаков предметов. Кроме того, нужно использовать в речи противопоставления («этот гриб на картинке большой, а этот маленький») – это обогащает словарь ребёнка и развивает логическое мышление.

Мама с годовалой дочкой рассматривают книгу

Читая ребёнку книгу, мама уже активно обсуждает с ним иллюстрации, используя при этом различные части речи

Когда ребёнок что-то просит у взрослого, не нужно реагировать просто на протянутую ручку или тычущий палец (взрослый делает вид, что не понимает язык жестов). Нужно побуждать малыша сказать «дай» (впоследствии задача будет усложняться — он должен произнести «мама, дай мяч»).

Девочка указывает на что-то пальчиком, смотрит на маму и говорит

Не нужно реагировать просто на протянутую руку или пальчик ребёнка — он должен сопроводить свою просьбу словом

После года усложняются занятия на развитие мелкой моторики. Так, массаж пальчиков рук можно заменять увлекательной пальчиковой гимнастикой, а также знакомой всем игрой в «Ладушки». Прикосновение к ладошкам и кончикам пальцев ребёнка не только забавляет его, но и активизирует работу рецепторов речевого центра. За текстовую основу можно брать не только известный текст («Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…»), но и любое детское стихотворение — малыш должен закончить конец знакомой фразы (например, А. Барто «Мишка» или «Бычок»).

Мама, лёжа на кровати, играет с ребёнком в Ладушки

Массаж кистей и пальчиков можно заменить игрой в «Ладушки» и различными пальчиковыми играми

Таблица: варианты пальчиковых игр с годовалым ребёнком

Слова Действия
«Сорока-ворона»
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила
водим пальцем по ладошке малыша
Этому дала, загибаем большой пальчик
Этому дала, загибаем указательный пальчик
Этому дала, загибаем средний пальчик
Этому дала, загибаем безымянный пальчик
А этому не дала: указываем на мизинчик
«Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принёс.
Кыш, пошёл!»
постукиваем по мизинчику
«Семья»
Этот пальчик — дедушка, загибаем большой пальчик
Этот пальчик — бабушка, загибаем указательный пальчик
Этот пальчик — папочка, загибаем средний пальчик
Этот пальчик — мамочка, загибаем безымянный пальчик
Этот пальчик — я, загибаем мизинчик
Вот и вся моя семья. трясём получившимся кулачком
«Пальчик, пальчик, где ты был?»
Пальчик, пальчик, где ты был? показываем большой пальчик
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел,
массаж каждого пальца по очереди
Песни пел, да играл,
Да всех братцев забавлял.
хлопаем в ладоши

Для развития мелкой моторики следует чаще предлагать малышу манипуляции с небольшими предметами, крупой (только под присмотром взрослого, чтобы ребёнок не засунул себе что-нибудь в нос или рот), предлагать пластилин, солёное тесто и пр.

Годовалый малыш, сидя за детским столиком, занимается с пластилином

Для развития мелкой моторики можно предлагать малышу пластилин, манипуляции с крупой, небольшими предметами

Что касается словесных игр, то можно использовать уже знакомые варианты «Что это?» (называние указанных предметов), «Кто как кричит», «Съедобное-несъедобное», но ребёнок уже должен быть полноценным участником речевой ситуации (отвечать сам, хотя бы слогами, слова появятся позже).

Кроме того, вводятся новые речевые игры:

  1. «Исправь ошибку». Мама обсуждает с ребёнком, какие звуки произносит то или иное животное, и намеренно делает ошибку. Например, кошка говорит «Ква-ква» — малыш должен исправить взрослого. Кроха будет доволен: ведь он знает правильный ответ, да ещё и учит родителя.
  2. «Кто прячется в мешочке». В небольшой мешок мама помещает несколько игрушек-зверушек, вытаскивает их по одной и просит малыша назвать животное. Доставать предметы может и ребёнок — в этом случае дополнительно будет развиваться мелкая моторика.
  3. «Что как звучит». Стимулировать речь можно озвучиванием окружающего мира. Ведь практически к любому предмету или действия легко подобрать свой звук. Так, мама задаёт сыну или дочке вопросы: «Как капает дождик?», «Как топают ножки?, «Как звенит колокольчик?». Отвечает малыш опять-таки вначале отдельными слогами (например, «ка» вместо «кап», «то» вместо «топ», а впоследствии появятся и слова).

На тему звукоподражаний можно использовать забавные стихотворения — ребёнок в каждой строке озвучивает последнее слово:

  • Как пойдём гулять? Топ-топ!
    Как мы дверь закроем? Хлоп!
    Кошка к нам с крылечка: Прыг!
    Воробьишки: Чик-чирик!
    Кошка рада птичкам: Мурр!
    Воробьи взлетели: Фурр!
    Дальше ножками: Топ-топ!
    И теперь калиткой: Хлоп!
    Как трава шумит? Ш-ш-ш!
    Кто в траве шныряет? Мышь!
    На цветке пчела: Жу-жу!
    Ветер листьями: Шу-шу!
    Речка струйками: Трень-брень!
    Здравствуй, яркий летний день!
  • На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
    Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
    Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
    Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
    Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
    Ёж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
    Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
    И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

После года можно начинать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой. Но чтобы упражнения не казались ребёнку скучными, нужно подключать фантазию:

  • задуть свечу;
  • дуть в игрушечную дудочку;
  • дуть через соломинку в кружку с водой: бульканье развеселит ребёнка;
  • надувать мыльные пузыри;
  • дуть на кусочек ваты на ладошке, привязанную к нитке бумажную бабочку, на маленькие клочки салфетки на тарелочке;
  • покривляться перед зеркалом: показать язык, как обезьянка, вытянуть губы трубочкой (хобот слоника);
  • поцокать язычком, как лошадка;
  • представить, что на губах варенье и облизать их.
Маленькая девочка дует в стакан через соломинку

Артикуляционная гимнастика для маленького ребёнка должна быть весёлой и увлекательной

Видео: занятия для речевого развития с годовалым ребёнком

Общие рекомендации, которые приблизят произнесение первых слов

Занимаясь с ребёнком речевым развитием, родителям стоит учитывать следующие полезные рекомендации:

  1. Убрать соску. Сосание препятствует правильному развитию артикуляционного аппарата.
  2. Все занятия должны быть весёлыми, проводиться в форме игры. Например, мама показывает годовалому малышу карточки с изображением животных (нужно будет озвучивать их). Можно предварительно поиграть с ними, например, спрятать под подушку, чтобы ребёнок видел это, и предложить найти комплект.
  3. Стараться ограждать кроху от телевизора. Человеческая речь не должна превращаться в фон по сравнению с ним.
  4. Взрослый должен быть искренне заинтересован всем, чем он занимается с ребёнком. Например, нужно не просто читать детскую книжку с отстранённым видом, а проявлять живые эмоции, удивление, радость, испуг. То же самое касается и пальчиковой гимнастики и речевых игр. Каждый ответ малыша должен вызывать у родителя восхищение, массу положительных эмоций, чтобы стимулировать дальнейшие успехи карапуза.
Ребёнок с соской во рту

Ребёнка нужно как можно раньше отучать от соски — она не даёт правильно развиваться артикуляционному аппарату (мышцы языка и губ будут вялыми)

В силах заботливых родителей ускорить речевое развитие своего малыша. Порой для этого полезно забыть о своём возрасте и ощутить себя наравне с ребёнком: играть с ним, смеяться, вести забавные диалоги. Всё это вместе с постоянным чтением сыну или дочери книг приблизит произнесение первых слогов, слов и предложений.


Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?