Пропорции позвоночника в этом возрасте становятся такими же, как у взрослых, но кости ещё очень гибкие. Поэтому особенно важно следить за осанкой ребёнка. Силовые упражнения (включая ситуации, когда ребёнок хочет помочь донести продукты из магазина) нежелательны, потому что они могут принуждать к искривлённой позе.
Крупные мышцы развиваются быстрее мелких. Детскими пальчиками ещё неудобно правильно держать ручку, зарисовывать большие плоскости, выполнять кропотливую мелкую работу, поэтому ребёнок может часто переключаться с одной деятельности на другую.
Все сенсорные способности детей усиливаются. Не давайте ребёнку сильно склоняться над столом при рисовании: напряжение зрения может вызвать близорукость. Органы слуха сейчас тоже чрезвычайно чувствительны. Именно поэтому в детских подготовительных группах детей приучают сидеть тихо: дело не только в дисциплине, но и в том, что постоянный гул может перегрузить слух.
Пятилетние дети легковозбудимы. Если не загружать ребёнка физической деятельностью при играх, в спокойной обстановке возбудимость может проявляться в бурных эмоциональных реакциях, суетливости, неусидчивости. Поэтому важно, чтобы ребёнок достаточно много ходил и бегал.
Личностное развитие
В этом возрасте «хочу» начинает подчиняться «надо» или «нельзя». Именно сейчас вам следует проявить все свои педагогические способности.
Со сверстниками дети начинают делиться по общим интересам, их разговоры становятся содержательнее и дольше. Но ещё более важны контакты со взрослыми. Ребёнок хочет почувствовать одобрение и уважение к себе, как к самостоятельной личности. Он склонен высказывать независимые суждения, даже противоречащие вашим указаниям, чтобы понаблюдать за вашей реакцией.
Если ребёнок начал ябедничать — это происходит не «от вредности». Таким образом он даёт вам понять, что понял, как следует поступать в пересказываемой ситуации. Он хочет получить подтверждение того, что понял всё правильно. Следует похвалить его за правильное понимание ситуации, но мягко указать на недопустимость ябед.
Познание мира пятилетнего ребёнка закрепляется в правилах и статусах. Например, ему может быть очень важна последовательность действий (сначала футболка, потом шортики). Он может сделать вам замечание, если вы не помоете руки перед едой. Это не желание «сумничать» — это то, что представляется новому, самостоятельному человеку наиболее правильным.
Пятилетние дети очень внушаемы и подвержены авторитету взрослых. Они стараются во всём подражать родителям, а также тем, кто им нравится: другим старшим родственникам, воспитателям или телезвёздам — в зависимости от того, кто оказывает на них наибольшее воздействие.
Поэтому ваше воспитание не должно ограничиваться словами: вы сами должны быть наглядным примером.
Обучение игрой.
Пятилетний ребёнок считает себя взрослым, снисходительно говорит о времени, «когда я был маленький», и порывается всё сделать сам.
Многие родители сразу же нагружают ребёнка обязательными обязанностями: мол, уже взрослый, пора и помогать. Вместо этого лучше постарайтесь донести до него мысль о том, что работа необходима, и тогда ребёнок будет сам хотеть к ней приобщиться.
В пять лет он ещё не может разделять с вами обязанности на равных, но ощущает он себя именно так. Не нужно упрекать ребёнка, что он слишком медленно режет морковку или плохо протирает пыль: напротив, лучше похвалите его, это даст ему стимул пробовать ещё и развиваться дальше.
Будьте готовы к огромному количеству вопросов. Если ответ будет слишком сложным для понимания, ребёнок в 5 лет быстро потеряет интерес. То же произойдёт, если вы будете игнорировать его вопросы.
Сейчас его познавательные способности находятся на пределе своих возможностей, он буквально впитывает в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Потеря интереса ко внешнему миру чревата тем, что ребёнок станет угрюмым, а его развитие без притока новой информации замедлится.
Поэтому ваш ответ должен быть понятным и простым. Когда ребёнок спрашивает, почему светит солнце, достаточно будет сказать, что оно очень горячее. В пример можно привести огонь, который тоже даёт свет, или раскалённую плиту, которая становится красной и светится в темноте (при условии, что ребёнок видел эти предметы и сможет понять, о чём речь).
Примеры развивающих игр
Для развития моторики покупайте конструкторы (желательно со схемами) и паззлы.
Для развития мышления предложите ребёнку разложить по порядку картинки из одного сюжета, например, «яйцо — цыплёнок — курица». Задания могут быть более творческими: «целые овощи — нарезанные овощи — суп».
Способности к анализу хорошо развивают задания типа «четвёртый лишний», в которых требуется убрать неподходящий предмет. Обязательно просите ребёнка объяснить, почему именно этот предмет он решил убрать.
Словесные игры необходимы для увеличения и тренировки словарного запаса: рифмы, антонимы, по количеству слогов, по последней букве.
Предложите ребёнку посчитать по дороге домой все гнёзда, которые встретятся на пути, или двери всех магазинов, или высотные дома. Объект должен быть легко узнаваемым: люди в красной одежде, собаки, крышки люков. Это развивает внимательность, а заодно обучает счёту.
Игры на внимательность. Разложите на столе несколько предметов, дайте ребёнку их запомнит, а затем уберите один из них, добавьте новый или попросите перечислить их все.
Пять лет — это возраст, когда ребёнок должен как можно чаще играть в компании. Старайтесь проводить с ребёнком много времени и приобщайте его ко всем своим делам, чтобы он чувствовал потребность развиваться дальше, как полноценный член семьи и общества.
Здравствуйте. Меня зовут Полина. Услышав однажды истину, что педиатр – главный врач для любой семьи с маленькими детьми, я поняла, что мне есть к чему стремиться.