Многие дети, идущие сегодня в первый класс, уже умеют читать. И если одни успешно осваивают эту «науку» на занятиях в детском саду, то с другими занимаются дома родители. Какую методику использовать маме и папе? Какие приёмы будут наиболее эффективными? Что делать, если малыш отказывается заниматься?
Родители часто задаются вопросом, когда же начинать обучать ребёнка чтению. В детском саду такая работа обычно начинается со старшей группы, где находятся малыши пятилетнего возраста.
Однако сторонники раннего детского развития (педагоги и психологи) полагают, что это слишком поздно. Например, Н.А. Зайцев (создатель знаменитых обучающих кубиков) предлагает обучать уже двухлеток. Глен Доман (американский специалист, также автор методики) утверждает, что годовалого малыша проще научить чтению, нежели шестилетнего. Павел Тюленев (автор методики МИР) придерживается ещё более радикального подхода: по его мнению, младенец должен научиться читать раньше, чем ходить.
Сторонники раннего детского развития считают, что обучать чтению нужно чуть ли не с пелёнок
Однако, как показывает практика, раннее развитие имеет свои существенные минусы. Малыши, которых слишком рано научили чтению, очень часто сталкиваются с проблемами в сфере социализации: испытывают трудности, адаптируясь к коллективной жизни детского сада. Ведь было упущено важное время формирования навыков поведения в обществе, овладения социальными нормами — оно было занято обучением чтению.
Кроме того, обнаруживается, что такие крохи, как правило, не понимают смысла текста: они просто умеют складывать буквы (для них это просто определённые «символы» в слова).
Следует иметь в виду, что мнение о необходимости учить малыша читать как можно раньше активно подпитывается маркетологами (якобы, после трёх лет уже поздно). Их задача — продавать различные обучающие комплекты, основанные на суперсовременных методиках. Совсем маленькому ребёнку в первую очередь нужна забота и счастливая мама, а не развивающие занятия.
Решая, когда же приступать к важным занятиям со своим ребёнком, родители должны руководствоваться здравым смыслом, а не рекламой и своими амбициями («мой малыш вундеркинд»). Сориентироваться помогут определённые физиологические признаки:
Ребёнок свободно говорит предложениями, хорошо понимает значение сказанного.
Малыш имеет развитый фонематический слух — на слух различает звуки (например, в словах «дом» и «том»), может подобрать слово на заданные буквы (например, начинающееся на М и заканчивающееся на А»).
Отсутствуют серьёзные логопедические проблемы — большинство звуков произносятся правильно (исключение могут составить сложные Р и Л, при этом с ребёнком занимаются родители либо специалист).
Малыш ориентируется в пространстве — понимает понятия «право-лево», «верх-низ». Это важно, чтобы он мог следовать по тексту в определённом направлении.
Большинство детей имеют данные признаки к пяти годам, поэтому с ними в это время уже можно приступать к обучению. Однако необходимо учитывать и индивидуальные особенности ребёнка (например, темперамент, усидчивость и пр.).
Осваивать «науку» чтения большинство детей готовы к пяти годам — именно в это время в детском саду начинаются занятия по обучению грамоте
Хотя некоторые учителя говорят, что вовсе не обязательно заранее учить ребёнка чтению (в первом классе всё равно все научатся это делать), дошкольное обучение этой «науке» имеет ряд преимуществ:
Легче пройдёт адаптация к школе. Если, например, малыш слишком застенчивый или медлительный, то он будет чувствовать себя увереннее.
Когда наступит время проверки техники чтения, у ребёнка, наверняка, будут хорошие показатели.
Малыш будет успевать не только на занятиях по чтению, но и на других предметах: ведь везде необходимо вначале прочитать задание в учебнике.
Выполнение домашнего задания будет занимать меньше времени, чем у одноклассников.
Если ребёнок уже умеет читать, адаптация к школе будет более быстрой и лёгкой
Однако необходимо предупредить и о возможных минусах такой подготовки:
Если родители переусердствуют, школьнику будет неинтересно на уроке (например, он уже умеет читать бегло, а не по слогам).
Дома взрослые иногда смешивают понятие «буква» и «звук», из-за чего возникают проблемы в школе (переучивать всегда труднее, чем учить с нуля).
Характеризуя основные методы обучения чтению, можно выделить три основные группы.
Таблица: характеристика основных методов обучения чтению
Метод
Его сущность
Возможные недостатки
Звуковой метод.
Основан на первоначальном знакомстве ребёнка с минимальными единицами — звуком и буквой. Малышу показывают звук, а затем соответствующую букву. Это даёт возможность провести звуко-буквенный анализ и осознавать прочитанный текст.
Может возникнуть сложность в объединении звуков в слоги.
Метод целых слов (используется для раннего развития, пик популярности — 90-е гг.)
Минимальной единицей чтения изначально становится слово, которое часто показывают малышу, и он его запоминает, а затем узнаёт в книгах, на магазинных вывесках и пр. На практике выяснилось, что метод наиболее приемлем для обучения чтению глухих детей. Обучение чтению целыми словами популярно в англоязычных странах, ведь там не нужно изменять слово по падежам и родам.
Ребёнок вроде как накапливает словарный запас, однако часто не узнаёт слово, написанное других цветом или шрифтом. Кроме того, не каждый маленький ребёнок способен запомнить такой большой объём информации. В русском языке огромное количество словоформ: не исключено, что ребёнок в будущем не сможет или не захочет правильно склонять слово по падежам, родам и числам.
Чтение по складам
Метод опирается на склады — сочетания согласных и гласных букв (это минимальная единица чтения). По мнению некоторых лингвистов, из складов состоят даже одиночные буквы (например, чтобы произнести А, нужно вначале напрячь определённые мышцы, а затем уже выдохнуть воздушную струю). Достоинства метода в том, что ребёнок сразу воспринимает слог в качестве единицы чтения (нет трудностей с соединением отдельных звуков).
Не все дети могут впоследствии отличить звук от слога, возникают трудности с выделением отдельных звуков, разбором слова по составу.
Обзор популярных методик
Сегодня на полках книжных детских магазинов представлено большое количество пособий, предназначенных помочь обучить малышей чтению.
Азбуки, буквари
К традиционным пособиям относятся азбуки и буквари. В азбуке изображение буквы сопровождается мнемонической картинкой (помогает её запомнить), часто стишком. Такая книга поможет выучить алфавит, но не научит читать. Букварь же учит соединять звуки в слоги, а слоги уже в слова. Сегодня в продаже есть много авторских пособий: букварь В. Горецкого, Н. Бетеньковой, Д. Фонина, Н. Павловой. Одной из наиболее понятных методик является букварь Н. Жуковой: издание доступно объясняет превращение букв в слоги (ребёнок поймёт, как прочитать ма-ма, а не мэ-а-мэ-а).
Пособие понятно демонстрирует, как звуки сливаются в слоги
Видео: обзор букваря Н. С. Жуковой
Кубики Зайцева
Комплект из 52 кубиков, предназначенный для раннего развития, делает малышу доступной каждую букву и разнообразные слоги (сочетания согласной и гласного, а также согласной и твёрдого и мягкого знака).
Примечательно, что кубики с глухими согласными заполнены деревом, а со звонкими — металлом. За счёт этого ребёнок в игровой форме усвоит разницу между этими разновидностями согласных звуков. Кроме того, кубики имеют два размера. Большие изображают твёрдые согласные и соответствующие слоги: обусловлено это тем, что при их произношении рот открывается широко. Мягкие согласные соответственно представлены в маленьких кубиках: при их произношении губы находятся в полуулыбке.
Набор оснащён таблицами со слогами, который взрослый должен пропевать ребёнку.
52 кубика изображают каждую букву и разные слоги
Видео: что представляют собой кубики Зайцева
«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича
В своих «Складушках» Воскобович использует идею Зайцева, только предлагает не кубики, а 21 карточку. Все склады русского языка сопровождаются милыми тематическими картинками. В комплект входит диск с песенками, тексты которых дублируются под каждым рисунком в карточках.
Каждая карточка содержит перечень слогов, сопровождающиеся соответствующей картикой и короткой песенкой
«Теремки» же — это набор из 12 деревянных кубиков-теремков, на гранях которых изображены согласные. А гласные представлены на картонных кубиках-сундучках. Вставляя сундучки в теремки, можно получать слоги, а соединяя слоги — целые слова. Таким образом, обучение превращается для ребёнка в увлекательную игру. Комплект оснащён детальным описанием методики и вариантами игр.
«Теремки» представляют собой набор из кубиков-теремков, в которые вкладываются кубики-сундучки — в результате образуются слоги
Заниматься по «Складушкам» можно с трёхлетнего возраста, ведь яркие картинки неизменно привлекут внимание крохи. А с «Теремками» может играть даже двухлетний малыш. Между тем автор методики вовсе не считает обязательным слишком раннее развитие.
Динамические кубики Чаплыгина
Пособие Е. Чаплыгина представляет собой 10 кубиков и столько же подвижных блоков. Каждый блок — это пара из согласной и гласной буквы. Вращая кубики, ребёнок составляет нужный слог: таким образом, составление слогов представляет собой увлекательное занятие.
Играть с пособием могут совсем маленькие дети, ещё до обучения чтению, впоследствии же взрослый уже использует его по назначению.
Вращая кубики, ребёнок составляет слоги — это занятие его очень увлекает
Пособие американского врача Г. Домана представлено огромным количеством карточек — это просто изображения отдельных слов или же дополненные картинками (их можно купить большими или более маленькими наборами, а также скачать в интернете и распечатать). Ребёнку, в том числе грудному, ежедневно демонстрируется несколько карточек (примерно три раза в день), причём каждую картинку малыш должен рассматривать одну-две секунды. Одновременно родитель проговаривает показанное слово. Постепенно карточки заменяются новыми (каждые 10 дней вводится новое слово вместо одного знакомого).
Конечно, ребёнок запомнит визуальные образы слов, однако, чтобы перейти непосредственно к чтению, родителям придётся найти или самим изготовить карточки со всеми словами, встречающимися в конкретном тексте.
Занимаясь с карточками Домана, ребёнок больше запоминает визуальный образ слова, лишается возможности самостоятельного познания
Чтение по Монтессори
Методика Монтессори предлагает сначала научить малыша рисовать букву, а только потом заняться их произношением и чтением. Дети обводят буквы, заштриховывают их — в результате запоминают их начертание. После изучения нескольких букв, начинается изображение первых простых слов.
Большое значение имеет тактильная составляющая буквы, поэтому взрослый предлагает ребёнку алфавит, вырезанный, например, из разных материалов, например, бархатистой бумаги. Таким образом, раздаточного материала понадобится очень много, и заготавливать его зачастую большей частью самостоятельно.
По методике Монтессори ребёнок должен сначала научиться изображать буквы, а уже потом произносить их и читать
Общие принципы обучения, которых стоит придерживаться
Чтобы обучение чтению было успешным и процесс проходил быстро, родители должны учитывать ряд моментов, избегать возможных ошибок:
Какую бы методику обучения ни выбрал взрослый, ребёнок должен воспринимать чтение, прежде всего, как практическое умение, которое ему очень сильно пригодится в жизни. Так, во время прогулки нужно постоянно обращать внимание малыша на магазинные вывески, рекламные баннеры и пр. Он должен видеть, что буквы и слова окружают людей повсюду. Большое значение имеет личный пример родителей: пусть сын или дочь почаще видит их с книгой, а не возле телевизора. Вообще, в семье должна быть развита культура чтения: можно всем вместе обсудить сказку, порассуждать, почему герой поступил так, а не иначе.
Нужно чаще обращать внимание ребёнка на вывески магазинов, рекламные баннеры, чтобы он убедился, что чтение необходимо в жизни
Если обучение уже началось, оно обязательно должно быть систематическим — только тогда появятся результаты. Достаточно упражняться по 15 минут в день.
Не стоит комбинировать совершенно разные методики (например, кубики Зайцева и карточки Домана). Выбирая способ обучения, следует отталкиваться от интересов ребёнка, склада его характера. Если, например, он спокойный, любит рассматривать книжки с картинками, то хорошо использовать буквари или «Складушки» Воскобовича. Если же малыш непоседливый, то более уместны будут кубики Зайцева или Чаплыгина, система Монтессори.
Занятия должны приносить ребёнку радость (поэтому очень важно хвалить малыша за малейшие успехи), облекать их нужно в игровую форму. Некоторые взрослые усаживают своих малышей за парту, как в школе, выступая в роли учителя, что в корне неправильно.
У крохи должно быть как можно больше наглядности: следует приобрести магнитную азбуку, кубики с буквами (даже если обучение идёт не по системе Зайцева). Размещать изображения букв можно по всей квартире, чтобы они почаще попадались на глаза ребёнку.
Пусть дома малышу почаще попадаются на глаза изображения букв
Следует использовать любую возможность для ненавязчивого закрепления материала. Так, на улице нужно предлагать крохе рисовать буквы, а затем слоги на песке, выкладывать их из веточек, камушков. Собираясь в поликлинику, стоит захватить с собой маленькую детскую книжку, чтобы рассматривать её с малышом в очереди.
Что касается конкретных методических рекомендаций, то они следующие:
Самый главный принцип обучения чтению — от простого к сложному. Поэтому вначале лучше выучить открытые гласные звуки А,О,У,Ы,Э (их проще произносить, поскольку при артикуляции поток воздуха почти не встречает препятствий), а затем уже закрытый И. Аналогично вначале лучше освоить твёрдые звонкие согласные (М, Л, Н, Б, Д и др.), а уже потом глухие и шипящие звуки.
Первые слоги должны быть простыми, состоять из двух звуков: МА, ПА, ЛА, МУ, ПУ и и. д. Ключевой момент — чтобы ребёнок понял, каким образом звуки при произношении соединяются в слоги (на письме это можно объяснить, что одна буква бежит ко второй, в итоге они соединяются вместе, слитно, неразрывно друг от друга). При этом важно, чтобы он соединял именно звуки, а не буквы (например, произносил «ма-ма», а не «эм-а-эм-а»). Вначале следует выучить более простые слоги (где первым идёт согласный), а уже затем более сложные (типа АМ, УП, где первый уже гласный звук).
При обучении слогов хорошим подспорьем станет слоговая таблица. Она удобна тем, что читать слоги можно как по горизонтали (один согласный комбинируется с разными гласными звуками), так и по вертикали (разные согласные сочетаются с одними гласным).
После освоения слогов первые слова также должны быть предельно простыми, двусложными (МА-МА, МЫ-ЛО, РА-МА и т. д.).
При запоминании букв ребёнок не должен зацикливаться на картинках, например, А — это аист, а М — медведь. В таком случае возникнет путаница: как из медведя и аиста получилась МАМА.
На каждом занятии обязательно следует отрабатывать пройденный материал.
Слоговая таблица поможет отработать чтение слогов
Видео: педагог рассказывает о приёмах обучения чтению
Видео: учим ребёнка соединять звуки в слоги (развивающее видеопособие с персонажами мультсериала «Щенячий патруль»)
https://youtube.com/watch?v=-SNVaH9BHk0
Что делать, если малыш не хочет учиться читать
Бывает, что дошкольник отказывается дома учится читать: занятие не вызывает у него интереса, а часто и сопровождается слезами. Ни в коем случае не нужно заставлять малыша.
Всё должно происходить в своё время. Часто бывает, что малыш отказывается постигать «науку» чтения, а через какое-то время сам проявляет к ней интерес и довольно быстро всё постигает.
Именно так было с моим сыном. Когда ему было четыре года, я пробовала обучать его чтению — показывала ему отдельные буквы (он их вроде запоминал), и побуждала складывать их в слоги. Процесс проходило тяжело, ребёнок нервничал, плохо понимал, что от него хотят, и я отказалась от своей «затеи». Но прошёл год, и в пять лет мальчик однажды сам подошёл ко мне и попросил посмотреть, как он умеет писать слова. К моему удивлению, он правильно написал слово «танк», затем последовали другие. Тогда я предложила попробовать почитать букварь, и у сына стало всё хорошо получаться, а уже наверное через месяц он вполне прилично читал.
Ни в коем случае нельзя учить ребёнка читать, если он не хочет этого — процесс должен доставлять радость, а не слёзы
Научить дошкольника читать — вполне посильная задача для родителей, если их ребёнок уже готов к этому. Опираясь на множество методик, взрослые могут выбрать для себя наиболее подходящие приёмы. Если обучение проходит в игровой форме, нравится малышу, то, несомненно, оно принесёт результаты.