Телефонная зависимость у ребёнка: как с этим бороться
Жизнь современного человека трудно представить себе без мобильного телефона. Сегодня он появляется у ребёнка уже в детском саду. И если одни воспринимают гаджет прежде всего как средство общения, то другие попадают от него в настоящую зависимость. Как в этом случае вести себя родителям?
Многие родители очень рано предлагают своему ребёнку мобильный телефон. Чаще всего они приобретают себе более современную, «навороченную» модель, а старую отдают в пользование малышу-дошкольнику. И кроха порой не знает, что с ним делать: воспринимает устройство просто как игрушку (у него ведь ещё нет необходимости отзваниваться родителям о своём местоположении). А сами мама и папа уже демонстрируют игры, которые есть на любом, даже самом простом, гаджете.
Современные дети очень рано получают в пользование телефон
Когда же малыш подрастёт, сюда добавляются социальные сети, различные сайты (родители, опять-таки, сами подключают к смартфону интернет).
Телефонная зависимость схожа с компьютерной, но может быть более сильной. Ведь мобильник можно всегда носить с собой (в том числе в школу), пользоваться им в любой момент.
Если говорить о детской телефонной зависимости, речь идёт, прежде всего, о постоянных играх на данном устройстве. Кроме того, ребёнок непрерывно просматривает смс-ки, свою электронную почту, странички в соцсетях. Причём это делается автоматически, без видимой цели — рука так и тянется к гаджету.
Зависимый от телефона ребёнок постоянно играет на нём, просматривает смс-ки, страницы в соцсетях и пр. (буквально каждые пять минут)
Такое поведение, конечно же, наносит вред физическому и психическому здоровью ребёнка. Появляются следующие проблемы:
Ухудшение зрения, развивается синдром «сухого» глаза.
Частые головные боли.
Боли в спине, развивается неправильная осанка (ведь увлёкшись телефоном, ребёнок часто сидит согнувшись).
Пренебрежение гигиеной.
Пропуск приёмов пищи (пока родители сами не заставят сына или дочь поесть).
Бессонница (ребёнок «сидит» в смартфоне, поздно ложится и потом не может заснуть).
Проблемы с учёбой, снижение успеваемости. Школьник попросту не хочет делать уроки или делает их наспех, поскольку это ему неинтересно.
Ребёнок пренебрегает семьёй, общением с друзьями (если они, вообще, у него есть).
Телефонная зависимость вызывает проблемы со здоровьем — снижение зрения, частые головные боли, искривление позвоночника
Вспоминается интересный рассказ моей бывшей коллеги. Её 10-летний сын-школьник отправился в пиццерию на день рождения одноклассника. И мама ради интереса подошла к окну заведения, чтобы посмотреть, как дети проводят время. Открылась удивительная картина: несколько ребят сидели за столиком с едой, каждый «уткнувшись» в свой мобильный телефон. Так что, время, проведённое с друзьями, не всегда означает общение.
В телефонную зависимость особенно часто попадают дети, имеющие трудности с реальным общением (не получается завести друзей, нет взаимопонимания с родителями). Причём до поры до времени взрослые не воспринимают эту проблему всерьёз — они имеют так называемого «удобного» ребёнка: не спрашивает, чем ему заняться, не шляется по улице. Между тем сын или дочь постепенно уходит в вымышленную реальность.
В телефонную зависимость часто попадают дети, имеющие трудности с общением, не находящие понимания в семье
Конечно же, телефон не несёт в себе исключительно вред. Ведь с его помощью ребёнок в любой момент может связаться с родителями, пользоваться полезными приложениями, играть в обучающие и развивающие игры. В этом плане ключевую роль играют взрослые, которые ненавязчиво держат всё под контролем.
Универсального влияния нет. Одних гаджеты учат, других тупят, третьих изолируют от реального мира. Важно, чтобы окружающие взрослые вовремя уловили грань, за которой ребёнок теряет разницу между реальной и виртуальной действительностью. Потеряна разница? Значит, всё, от виртуального мира надо на время изолировать.
Видео: вред и польза мобильного телефона для ребёнка (объясняет психолог)
Что предпринять родителям
Задача родителей зависимого от телефона ребёнка — вовремя обнаружить проблему. При этом недопустимо решать её кардинально — отбирать смартфон у сына или дочери. В результате чадо только обозлится, будет видеть во взрослых врагов (ведь как известно, запретный плод всегда сладок), чувствовать себя ущемлённо среди друзей, одноклассников.
Кроме того, предупредить проблему легче, чем её решать. Не нужно изначально подталкивать детей к телефону — первая модель должна быть простой, чтобы ребёнок просто всегда был на связи. Если он не просит себе более «навороченный» смартфон, не нужно навязывать его покупку.
Следующие рекомендации помогут преодолеть телефонную зависимость:
Придумывать интересные занятия, семейные традиции: например, ежедневное совместно чаепитие, когда все собираются за столом (без телефонов и планшетов) и рассказывают о проведённом дне.
Замечательная традиция — ежедневное семейное чаепитие, когда все беседуют друг с другом
Один раз в неделю (в выходной) можно устроить «день тишины». Все домочадцы отключают мобильники и проводят время в совместных занятиях (прогулка, поход на природу, в театр, цирк, на каток и пр.).
Разнообразить жизнь ребёнка, добавить туда реальных впечатлений. Например, если он не ходит в спортивную секцию или какой-то кружок, записать его туда. Виртуальный мир уже не будет казаться таким заманчивым — на него попросту не останется времени.
Жизнь ребёнка нужно разнообразить впечатлениями — например, отдать его в какую-нибудь секцию или кружок
Дошкольнику читать побольше книг, школьнику предлагать интересные издания.
Познакомить сына или дочь с настольными играми (шашки, шахматы и пр.), сделать вместе поделку.
Ребёнок с радостью воспримет предложение сделать совместную поделку или поиграть в настольную игру
Ограничить время использования телефона (игры, интернет). В дошкольном возрасте это максимально один час, в школьном — два часа. Причём это время включает в себя и проведённое за компьютером, ноутбуком или планшетом (на выбор).
Проверять просматриваемый ребёнком контент, ненавязчиво предлагать полезные развивающие игры, тесты, головоломки и пр.
Задача взрослого — просматривать контент ребёнка и предлагать ему полезные развивающие игры
Чётко оговаривать условия пользования телефоном. Например, немного «посидеть» в телефоне разрешается, когда ребёнок сделает уроки, поможет пропылесосить или позанимается дома на турнике.
Самое главное — это личный пример родителей. Они сами должны быть разносторонне развитыми людьми, иметь какое-то хобби, а не аналогично погружёнными в виртуальный мир. Если мама каждые пять минут выходит в социальные сети, то глупо ругать своё чадо за такое же поведение.
Если родители сами постоянно проводят время с гаджетами, то наивно требовать от ребёнка отказаться от игр в телефоне
Отучить очень легко, но для этого надо оторвать задницу от дивана и предложить ребёнку то, что интересней планшета — внимательного и активного папу (маму): рыбалка с папой всегда круче планшета.
Когда я работала воспитателем в детском саду, то как-то проводила со старшими дошкольниками беседу на тему «Чем вчера вечером занималась ваша мама». Так вот, половина из опрошенных ребят ответили, что мама сидела в телефоне. По-моему, это «говорящие» факты, показывающие, с чего нужно начинать решение проблемы.
Видео: мальчик рассказывает, как он отказался от телефона и компьютера в пользу спорта (мотивация для самих детей)
Конечно, мобильник — нужная для ребёнка вещь, особенно в школьном возрасте. Но взрослые должны следить, чтобы виртуальный мир не заменил собой реальный. Чтобы вытащить своё чадо из уже возникшей телефонной зависимости, родителям нужно проявить усилия. Возможно, для этого придётся поступиться собственными привычками и изменить свой образ жизни.