Show
Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы


Горячие статьи

Babyzzz Родителям Разное о детях Когда малыш становится школьником, или кризис семи лет

Многим родителям знакома ситуация, когда вчерашний милый малыш, с улыбкой идущий с мамой за ручку в детский сад, начинает ходить в школу и меняется на глазах. У одних детей появляется вспыльчивость, необоснованная агрессия, другие же, напротив, становятся замкнутыми, рассеянными. Данные метаморфозы хорошо изучены психологами и связаны с так называемым кризисом семи лет, который обусловлен принятием ребёнком нового статуса ученика. Как же вести себя взрослым в этот непростой период? Как избежать типичных ошибок?

Причины изменений в поведении ребёнка

Кризис семилетнего возраста у малыша связан прежде всего с социальным развитием, обязательными образовательными нормами. Ведь согласно действующему законодательству ребёнок в нашей должен пойти в первый класс в чётко установленные сроки — не ранее 6,5 лет и не позднее 8 лет (в отдельных случаях возможно и более раннее поступление в школу — с разрешения директора конкретного учебного заведения).

Первоклассники идут с цветами

Кризис семи лет напрямую связан с социальными нормами, необходимостью идти в школу в определённом возрасте

В данном случае название «кризис 7 лет» носит несколько условный характер. Психологи утверждают, что данные личностные изменения начинаются у детей с 6 до 8 лет. Всё здесь индивидуально и зависит от особенностей психики ребёнка и возраста, в котором его отдали в школу. Ведь кто-то становится первоклассником в 6 лет, а кто-то — почти в 8 лет.

Начало кризиса связано со взрослением ребёнка в связи с осознанием своей новой социальной роли ученика. Сложность состоит в том, что малышу чаще всего трудно быстро к ней адаптироваться:

  1. Меняется режим дня (особенно если ребёнок до этого не посещал детский сад или ходил туда нерегулярно).
  2. Появляется ответственность (необходимо выполнять задания учителя, поддерживать внешний вид и пр.).
  3. На уроках требуется быть спокойным и сосредоточенным, в то время как ребёнку хочется поиграть, повеселиться.
  4. Малыш попадает в новый круг общения (особенно если он ранее не был знаком с одноклассниками).
Мальчик на уроке хватается за голову с усталым видом

Начало кризиса связано с тем, что ребёнок начинает осознавать свою новую роль ученика, но не может свыкнуться с ней

Характеристика детей и семей, у которых кризис может быть более выраженным

Некоторые ребята изначально более предрасположены к данному кризису:

  1. Излишне чувствительные, мнительные малыши.
  2. Домашние дети, которые не посещали детский сад, а, например, «сидели» с бабушками.
  3. Родители психологически не готовили малыша к школе, а тем более, когда его с первого же месяца отдают в продлёнку.
  4. Взрослые слишком тревожились о поступлении ребёнка в школу, передавая ему своё волнение (малыш изначально «накручен», запуган школой).
  5. Малыша отдали в первый класс слишком рано (не все дети в 6,5 лет психологически готовы становиться учениками, между тем родители не хотят «терять» лишний год в детском саду).
  6. Ребёнка одновременно со школой отдали на какую-то секцию или кружок. Это нужно делать хотя бы за полгода до поступления в первый класс или, наоборот, когда малыш уже адаптируется к учёбе.
  7. От сына или дочери ждут слишком многого. Например, кроху со средними данными отдают в класс с повышенной нагрузкой.
Ребёнок с портфелем прижался к ноге взрослого

Некоторые дети изначально более предрасположены к переживанию кризиса: например, это излишне чувствительные ребята или те, кого необоснованно рано отдали в первый класс

Типичные признаки кризиса

В зависимости от темперамента ребёнка, его психологических особенностей кризис семилетнего возраста у него может проявляться по-разному. В целом родители замечают явные изменения в поведении своего малыша, он становится непохожим на себя прежнего. Конкретные же проявления могут быть следующими:

  1. Часто грубит, всем недоволен, необоснованно проявляет раздражительность, агрессию, например, в ответ на самые обычные просьбы («Иди обедать») или советы («Сегодня лучше лечь спать пораньше»).
    Недовольный мальчик

    Ранее дружелюбный ребёнок становится раздражительным, вспыльчивым, всем недовольным

  2. Крайне негативно воспринимает любую критику.
  3. Упрямится, до последнего настаивает на своём, провоцирует ссоры с родителями. Например, школьник может не отказываться делать уроки, но согласен заниматься этим только в определённое время или выбирает только один предмет.
  4. Проявляет наигранность в общении (кривляется, паясничает, передразнивает окружающих).
    Девочка кривляется, высовывает язык

    Ребёнок может начать часто кривляться, паясничать, передразнивать окружающих

  5. Имитирует поведение взрослых: начинает разговаривать важным тоном, имитирует палочкой от «Чупа-чупс» процесс курения сигареты, отказывается от любимых игрушек, мультфильмов, блюд.
  6. Демонстративно употребляет в речи нецензурные слова, чтобы шокировать родителей.
  7. Отказывается подчиняться правилам, например, ходить в школу или спокойно сидеть на уроке.
    Мальчик сидит на улице на плитке, мама что-то ему объясняет

    Ребёнок иногда отказывается подчиняться общепринятым правилам, например, сообщает, что не будет больше ходить школу

  8. Быстро утомляется, становится рассеянным.
  9. Стремится во всём проявить свою «взрослость», например, полностью обслуживать себя самостоятельно, поздно ложиться спать, хочет один ходить в школу.
  10. У отдельных детей, наоборот, возникает регрессия: они просятся обратно в садик, имитируют поведение пятилетнего ребёнка (например, намеренно коверкают слова, как малыши).

Естественно, у одного ребёнка не проявляются одновременно все эти симптомы (это была бы просто жесть для родителей). Но достаточно хотя бы пары из них, чтобы понять, что пресловутый кризис начался. Кроме того, кризис необязательно совпадает с началом учебного года в первом классе. Напротив, изначально малышу может понравиться обучение в школе (например, школьная форма, общение с одноклассниками): осознание новой социальной роли приходит уже позже. А кого-то метаморфозы «накрывают» ещё до поступления в первый класс — во время посещения подготовительных курсов в школе.

Тактика поведения родителей — главный инструмент помощи ребёнку

Длительность и сила кризиса у ребёнка во многом зависит от того, как поведут себя мама и папа. Прежде всего, родителям нужно успокоиться и понять, что данное явление является нормой и практически неизбежно. Просто нужно помочь школьнику пережить непростой период:

  1. Постараться принять ребёнка таким, каков он есть, общаться с ним на равных, понять, что он, действительно стал взрослее. Следует чаще советоваться со школьником, прислушиваться к его мнению, смотреть вместе фильмы, передачи, обсуждать их.
    Мать с сыном смотрят фильм в кинотеатре

    Нужно уважать взрослость ребёнка, общаться с ним на равных, делиться мыслями, советоваться по разным вопросам

  2. Не идти на конфликт с сыном или дочерью, а находить компромиссы (например, пусть сделает уроки в то время, когда считает нужным, или вечером чуть позже ляжет спать). Но если агрессия переходит в хамство, то это, конечно же, надо пресекать.
  3. Чтобы подчеркнуть взрослость школьника, нужно давать ему различные поручения (купить продукты в магазине по списку), посильные домашние обязанности. При этом хорошо подчеркнуть его самостоятельность («Раньше ты не мыл свою тарелку, потому что мог её разбить, а теперь ты уже взрослый»).
    Мальчик моет посуду

    Посильные домашние обязанности помогут школьнику почувствовать себя взрослым и самостоятельным

  4. Уважать право ребёнка на личное пространство. В идеале у него должна быть отдельная комната, где он может почитать в одиночестве, порисовать, поиграть с друзьями.
  5. Активно интересоваться школьными делами ребёнка, его увлечениями, мыслями. Однако при этом не следует проявлять назойливость.
    Мама с сыном лежат на ковре и разговаривают

    Родителям следует активно интересоваться делами школьника, его мыслями. мечтами, при этом не быть слишком навязчивыми, уважать право ребёнка на личное пространство

  6. Поощрять общение с друзьями, как старыми, так и новыми (одноклассниками), приглашать их к себе домой. Кстати, это даст возможность проанализировать, как протекает кризис семилетнего возраста у других детей-ровесников.
  7. Дать школьнику почувствовать последствия своих поступков (ведь он же взрослый). К примеру, если он не желает выполнять домашнее задание, пусть не делает: когда учитель сделает замечание перед всем классом, он сам дома примется за уроки.
  8. Хвалить сына или дочь даже за самые небольшие достижения («Твой почерк постепенно становится всё лучше»).

Вообще, ещё до поступления в первый класс ребёнку нужно чаще рассказывать о школе в положительном контексте, при этом не идеализируя школьную жизнь. Замечательно, если малыш посещает подготовительные курсы, которые ведёт его будущий учитель: их важность — в психологической подготовке к новой роли ученика, знакомстве с новым коллективом. Если нет, то нужно просто сводить малыша в школу: показать здание снаружи и изнутри, походить по коридорам, зайти в будущий класс.

Какие ошибки часто допускают взрослые, не понимающие детскую психологию

В период возрастного кризиса у ребёнка многие взрослые совершают распространённые ошибки, которые могут только усугубить ситуацию:

  1. Слишком опекают свой чадо, каждый день докучают учителю с расспросами, дома следят за каждым шагом ребёнка, контролируют общение с друзьями, постоянно названивают другим родителям, чтобы уточнить домашнее задание и пр.
  2. Наказывают школьника за упрямство, возражения и пр., особенно физически. Это путь в никуда: ребёнок так ведёт себя, потому что растерян, пытается самоутвердиться, свыкнуться с новой жизнью, он подсознательно ждёт от родителей понимания, поддержки, а получает такую реакцию.
  3. Критикуют малыша, сравнивают его с другими, благополучными на вид ровесниками.
  4. Слишком категоричны в требованиях, не идут на компромиссы («Я сказала идти спать в девять часов, и точка!» или «Началась школа — всё, теперь никаких гулянок!»).
Мать грозит пальцем, дочь затыкает уши и морщится

Иногда родители наказывают детей за проявление упрямство, не пытаясь найти компромисс или изначально слишком категоричны в своих требованиях

Видео: советы психологов и родителей по преодолению кризиса 7 лет

Одна из мам показывает дочке пример общения с одноклассниками: она до сих пор в тёплых отношениях со школьной подругой. Ребёнок должен понять, что в школе есть друзья, с которыми можно интересно проводить время.

Видео: практические советы психолога по преодолению кризиса

Один из советов — родителям нужно корректно завуалировать все просьбы, не употреблять слово «должен», сделать так, чтобы малыш сам захотел выполнить то, что хотят взрослые.

Видео: конкретные рекомендации о том, как пережить кризис 7 лет

В период кризиса очень важны занятия творчеством и умеренные спортивные нагрузки. Это позволяет снять психологическое напряжение. Также следует придумать интересное семейное хобби (в данном видео мама играет с дочкой в шахматы).

Кризис семи лет — важный этап формирования личности ребёнка. От того, как школьник переживёт этот период, во многом зависит его развитие и будущие отношения с родителями. Задача взрослых — проявлять предельное внимание и деликатность, не давить на своё чадо, а способствовать процессу его взросления.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 


Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?