Маленький ребёнок не разговаривает: варианты нормы и патологии
Если одни малыши уверенно лопочут уже в год-полтора, то некоторые упорно молчат до двух, а то и трёх лет. Естественно, родители начинают беспокоиться, всё ли нормально с ребёнком. Какие же факторы задерживают речевое развитие? Как отличить индивидуальную особенность от патологии?
Индивидуальные особенности, пол и наследственность
Иногда долгое молчание обусловлено индивидуальной особенностью ребёнка. Несомненно, каждый малыш уникален и развивается согласно своему определённому темпу и графику (наряду с существующими средними нормами). Одни дети очень рано начинают ходить, а вот разговаривают позже, у других — всё происходит как раз наоборот. К примеру, ребёнок не разговаривает до двух лет, а потом за полгода догоняет в этом отношении своих сверстников, которые начали «болтать» ещё в год.
Подобная задержка речевого развития называется темповая. Малыш сам по себе здоровый, не имеет отклонений, но входит в нужное «русло» развития с некоторым опозданием. Однако специалисты всё-таки списывают на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы.
В ясельную группу с моим сыном одновременно пришла одна девочка. Она не говорила ни одного слова и в целом вела себя довольно странно (не шла на контакт с воспитателями, даже проявляла агрессию, совершенно игнорировала других детей, режимные моменты и пр.). Шло время, а она оставалась на том же уровне развития. Её мама уверяла, что старший ребёнок в таком же возрасте вёл себя аналогично, а потом всё наладилось, и он прекрасно пошёл в школу. Между тем воспитатели, медицинский работник и методист дошкольного учреждения убеждали женщину обратиться к врачу, но она упорно отказывалась. В конце концов она, по-видимому, сделала это. Ребёнок перестал посещать детский сад и в школу на сегодняшний день не ходит (очевидно, было выявлено какое-то серьёзное неврологическое нарушение).
Малыши бывают молчунами и в силу наследственного фактора. Если один из родителей поздно начал говорить, то очень вероятно, что и его чадо поведёт себя так же.
Интересно, что задержка речи в основном характерна для мальчиков. Это имеет научное обоснование. У будущих мужчин пучок нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, тоньше и развивается медленнее, чем у девочек (при том, что каждое из полушарий развито хорошо). Из-за этого затруднён обмен информацией между полушариями: трудно облечь свою мысль в словесную форму. Поэтому мальчишки в целом начинают говорить позже, чем девочки — в среднем на четыре месяца. Виной всему — гормон тестостерон, особенно если его показатели превышают средние показатели. Впоследствии же развитие обоих полов выравнивается.
Интересно, что мальчиков с заиканием примерно вдвое больше, нежели девочек. А страдающих дизартрией (ребёнок говорит непонятно, неправильно произносит многие звуки), – втрое.
Социальные причины
Социальные причины задержки речевого развития в целом представляют собой обстановку в семье, степень внимания, оказываемого ребёнку. Здесь можно выделить следующие конкретные моменты:
У малыша просто нет необходимости разговаривать, словесно выражать свои мысли. Это бывает, когда родители излишне опекают кроху, угадывают каждое его желание исходя из мимики и жестов, все капризы исполняются мгновенно. На эту тему есть множество анекдотов из серии «повода не было» или «а до сих пор всё устраивало».
У родителей сын семь лет не разговаривал. Они и свыклись с мыслью, что ребёнок родился немым. И вот сидят они, обедают. Вдруг сын ни с того ни с сего: — Суп пересолен. Родители, поражённые: — Сынок, ты разговариваешь?! А раньше-то чего молчал? — А раньше нормально было.
Особенности общения в семье
Если родители сами по себе общительные, много разговаривают друг с другом и с ребёнком, то велика вероятность того, что малыш заговорит рано. Причём вовсе не обязательно заниматься с ним какими-то специальными упражнениями. Достаточно подробно проговаривать все действия при кормлении («это кашка, а это котлетка»), одевании («какие красивые ползунки, рубашечка» и пр.), и прочих процедурах, болтать с младенцем, задавать ему вопросы и самим же отвечать на них. Пассивный словарный запас крохи будет постоянно пополняться ещё даже на этапе доречевого развития.
И наоборот, бывает так, что мама и папа молчаливые, угрюмые, не разговаривают с ребёнком, а только исправно выполняют необходимые процедуры ухода за ним. Малыш не слышит обращённой к нему речи, и говорить начнёт поздно (ситуацию может исправить, например, поступление в детский сад).
Затруднённость речи у ребёнка может быть вызвана и тем, что с ним просто-напросто мало разговаривают. Если малыша, допустим, воспитывают не склонные к разговорам бабушка и дедушка, то вполне может быть, что в детском саду, в коллективе, ребёнок наверстает упущенное, начнёт разговаривать нормально.
Когда я работала в детском саду воспитателем, в группе была девочка. Её родители были очень своеобразными: почти всегда молчали, особенно мама, никогда не улыбались, не интересовались жизнью группы, успехами дочери: редкие вопросы задавались исключительно «по делу». Как и следовало ожидать, у девочки была совершенно такая же манера поведения и общения: из неё трудно было вытянуть слова, не говоря уже об ответах на занятиях.
Противоположный пример — внук нашей соседки. Сама она чрезвычайно разговорчивая, особенно любит вечером выйти на площадку и там громко вести беседы со своим мужем. Мальчик часто подолгу живёт у неё, особенно летом. В результате уже в полтора года рот у него точно так же «не закрывался», причём он подмечал вокруг все мелочи и озвучивал их, разговаривая при этом распространёнными и сложными предложениями.
Если ребёнок слышит вокруг себя речь на двух языках, то ему нужно время, чтобы отделить один язык от другого. Поэтому он может начать говорить с опозданием, равно как и строить распространённые и сложные предложения. Более частыми будут ошибки в грамматическом построении фраз.
Неблагоприятная атмосфера в семье
Причиной «молчаливости» могут быть частые ссоры родителей, сильный испуг. Ведь для гармоничного развития ребёнку необходимы положительные эмоции. Источником проблемы может быть и постоянно работающий телевизор в доме: человеческая речь в этом случае становится просто фоном, малыш в неё не вслушивается.
Негативизм у ребёнка
Некоторые взрослые, стремясь «разговорить» кроху, настолько настойчивы (десятки раз проговаривают одно и то же слово и заставляют ребёнка делать то же самое), что добиваются обратного результата: малыш молчит из протеста, замыкается в себе, особенно если он по характеру упрямый и не любит уступать.
Иногда мама говорит слишком быстро (тараторит), и ребёнок просто не в состоянии вычленить отдельные слова. В итоге он перестаёт пытаться понять взрослого.
Патологические ситуации, требующие лечения у специалиста
В некоторых случаях задержка речевого развития у ребёнка обусловлена физиологическим фактором, определённой патологией развития.
Возможны следующие основные варианты:
Нарушение слуха. Естественно, когда ребёнок не слышит речь окружающих, то ему очень проблематично заговорить. Аномалия может быть врождённой либо приобретённой (перенесённое инфекционное заболевание, длительные простуды, отиты, черепно-мозговые травмы, ушибы, приём сильных антибиотиков). Заподозрить нарушения слуха можно, если младенец не обращает внимания на звуковые сигналы (например, погремушки), никак не реагирует на обращение к нему мамы.
Недоразвитие органов артикуляции. Ведь произношение звука непосредственно зависит от работы речевого аппарата. Проблема может возникнуть из-за сниженного тонуса лицевых мышц, короткой уздечки языка, аномалии строения губ, мягкого нёба. Родителям стоит обратить внимание, если малышу сложно жевать твёрдую пищу, у него часто текут слюни, всё время приоткрыт рот.
Поражения головного мозга, например, первичное недоразвитие речевых центров (алалия). Первопричиной могут стать осложнённое течение беременности (гипоксия плода, гестозы, вредные привычки будущей мамы и пр.), сложные роды (травмы, асфиксия и пр.), падение либо тяжёлые заболевания в младенческом возрасте. Формирование речи непосредственно связано с психическим развитием малыша. Так, обозначенная проблема имеет место, например, при умственной отсталости, аутизме, синдроме Дауна (все эти заболевания имеют свои характерные симптомы).
В любом случае, если у ребенка возникают проблемы с речью, в первую очередь нужно убедиться в том, что ребенок хорошо слышит. Если реакция на звук нормальная — болезнь ушей как причину речевого расстройства можно исключить. Очень редко, но все же бывает, что причиной «речевой отсталости» становится какая-нибудь болезнь мозга. Даже фоновая неврология может вызвать расстройство речевого центра. Если у ребенка наблюдается что-либо подобное, то нужно лечить основное заболевание — причину затрудненности речи. Обращаться следует к невропатологу, и чем раньше, тем лучше.
Почему у детей возникают проблемы с речью (объясняет врач-невролог):
Когда нужно обращаться к врачу
Вообще, критическим возрастом, когда стоит бить тревогу, если ребёнок не разговаривает, многие медики называют три года. Но только при условии, что малыш здоров, во всех остальных отношениях нормально развит. Если есть какие-то сопутствующие очевидные нарушения — это нужно сделать раньше.
Если же неговорящий ребёнок здоров, всё понимает, активно общается с окружающими, узнаёт близких, то до 3-х лет волноваться не следует.
Некоторые проблемы становятся заметными в раннем возрасте. Например, нарушения слуха очевидны уже в младенчестве: малыш не реагирует на хлопанье в ладоши, звучание погремушки и пр. В этом случае, конечно же, нужно незамедлительно обращаться к отоларингологу и сурдологу.
Кроме того, важны следующие показательные моменты:
В первые восемь месяцев жизни младенец не произносит никаких звуков.
В 10–14 месяцев не реагирует на обращённые к нему слова, даже не оборачивается. Если взрослый задаёт вопросы «где?» (просит указать на знакомый предмет домашней обстановки), то реакции также не следует. Чтобы привлечь к себе внимание кроха использует не звуки, а только плач.
В 14–18 месяцев не показывает свои части лица (носик, глазки и пр.), не различает на слух окружающие предметы, не может показать их на картинке.
В 1,5–2 года малыш не может выполнить элементарные словесные инструкции взрослого (например, «Возьми мячик и дай его мне»).
В 2–3 года малыш не может сложить слова в простое предложение: «Мама, дай», «Мама, пойдём на улицу». То есть отсутствует фразовая речь .
В 3–4 года кроха не способен произнести распространённое предложение — то есть состоящее из подлежащего, сказуемого и дополнения (например, «Папа ушёл на работу», «Машинка закатилась под стол»). Кроме того, многие звуки произносятся неправильно.
Аномалии строения артикуляционного аппарата может заметить педиатр, а также стоматолог (например, в один год ребёнка обязательно осматривают несколько специалистов, в том числе зубной врач).
Если ребёнку исполнилось три года (а тем более четыре, если родители не обращались к врачу раньше) и он не разговаривает, невропатолог назначит необходимые исследования. После исключения проблем со слухом и артикуляцией скорее всего проведут исследования головного мозга (компьютерная томография и прочие процедуры). По их результатам доктор назначит необходимое лечение: медикаментозные препараты, физиотерапию и пр.
Однако иногда после обследования может оказаться, что малыш физиологически здоров. В этом случае понадобится консультация психолога (конечно же, вместе с мамой, которая будет отвечать на все вопросы) – возможно, причина проблемы кроется в упомянутых ранее социальных факторах, специалист посоветует, как исправить ситуацию, и малыш заговорит (возможно даже «в один день», как это иногда бывает).
Когда и что делать, если ребёнок не говорит (объясняет доктор Е. Комаровский):
Специалисты выделяют множество причин, по которым может тормозиться речевое развитие ребёнка. Оказывать влияние способны самые разные факторы: от коммуникативной обстановки в семье до серьёзных патологий. Соответственно, одни моменты родители могут откорректировать самостоятельно, а в некоторых ситуациях помочь может только врач.