Как быть, если у вашего ребёнка синдром дефицита внимания?
Синдром дефицита внимания у детей и гиперактивность – СДВГ. Этот диагноз имеется в анамнезе почти 20% современных дошколят и детей младшего школьного возраста. Он может проявляться либо в повышенной активности ребёнка, непоседливости, нежелании следовать правилам и распоряжениям, либо же, наоборот, в чрезмерной отрешённости малыша, задумчивости и забывчивости. Почти всегда СДВГ диагностируется у детей индиго. Что же это за синдром такой? И как помочь ребёнку справиться с его проявлениями?
Дети с синдромом рассеянного внимания характеризуются тем, что долго сконцентрироваться на одном виде деятельности не могут
Синдром дефицита внимания, сопровождающийся, зачастую, и гиперактивностью – это расстройство не психического характера, а, скорее, неврологическое и поведенческое.
И объясняется оно, обычно, биологической и соматической незрелостью головного мозга малыша на момент начала его активного обучения. Чаще всего это поступление в первый класс. Но первые симптомы СДВГ обнаруживаются гораздо раньше – ещё в младенчестве.
Встречаются случаи проявления заболевания у годовалых карапузов, когда идёт активное формирование двигательной функции, и у детей 3-4 лет – при становлении речевоспроизведения. А, при отсутствии необходимого лечения и коррекции, может наблюдаться и у подростков, и у взрослых.
Многие родители склонны считать, что чрезмерная энергичность их малыша – всего лишь возрастная особенность. Так же, как и нежелание следовать запретам, и некоторая рассеянность, и мечтательность. В большинстве случаев, так оно и есть. Всё это – признаки правильного развития ребёнка.
Они активны и непоседливы
Как же тогда отличить здоровую детскую активность и непоседливость от СДВГ?
Ребёнок постоянно находится в движении. Даже тогда, когда окружающая атмосфера к этому не располагает.
Он неусидчив. Не признаёт тихие, спокойные игры и занятия.
Очень разговорчив. Даже проявляет неуместную болтливость. У него не хватает терпения дослушать говорящего до конца, поэтому часто перебивает собеседников.
Импульсивен. Не может придерживать очереди в ситуациях, где это необходимо (игры, раздевалка, столовая и т.п.), проявляет нетерпение, пытается привлечь к себе внимание.
Болезненно реагирует на разочарования. Очень нервничает в случаях неудач и поражений.
Невнимателен. Испытывает трудности с концентрацией – не может сконцентрировать внимание на деталях.
Легко отвлекается от выполнения задания, потом с большим трудом возвращаясь к нему. Всячески старается избежать занятий, требующих собранности и сосредоточенности.
Довольно трудно воспринимает информацию на слух.
Не признаёт инструкций и правил. Выполняет их неохотно, недобросовестно.
Забывчив и неорганизован. Часто теряет свои вещи, забывает поручения.
Испытывает трудности с прочтением текста и с пониманием прочитанного (дислексия и алексия). «Теряет» буквы и строчки.
Обращённые в его адрес слова не слышит, не замечает. Отвлекается на занятиях, не может пересказать происходящее.
Выполнение заданий в определённой последовательности у ребёнка вызывает затруднения.
Может писать буквы и цифры отражёнными зеркально.
Часто у детей с СДВГ наблюдаются страхи и фобии, депрессии, нарушения сна, нарушение восприятия объёмных пространств. Они могут быть левшами или одинаково владеют и левой, и правой рукой.
Если вы заметили у своего малыша, как минимум, шесть из перечисленных признаков, обязательно обратитесь за консультацией к специалистам – детскому психологу и невропатологу.
Причины
Их внутренний мир очень богат, интеллект развит не по годам. Их называют дети индиго
Среди причин возникновения СДВГ, чаще называют:
биологическую и функциональную незрелость головного мозга ребёнка при наличии довольно высокого уровня интеллекта;
родовые травмы шейных позвонков;
психосоматические заболевания, неврозы;
перегруженность информацией;
кислородное голодание мозга;
микроклимат в семье и др.
Генетика и наследственность, скорее, относятся не к причинам, а к факторам риска.
Диагностика
В силу особенностей темперамента, их интерес к любому виду деятельности нужно постоянно подогревать и поддерживать, иначе они отвлекаются и переключают своё внимание на что-то другое
Вы должны понимать, что диагностировать синдром рассеянного внимания у детей довольно сложно. Так как это расстройство поведенческого характера, более точные объективные методы диагностики здесь, попросту, отсутствуют. Приходится довольствоваться субъективными.
опросники, заполняемые родителями, самим ребёнком и педагогами, работающими с ним;
обследование малыша психологом на предмет установления уровня его интеллектуального развития и выявления нарушений возрастных навыков;
отстранённое наблюдение;
диагностика иных заболеваний, проявлением которых может быть СДВГ.
Учитывая результаты обследований, врач может поставить диагноз «Синдром дефицита внимания», только при условии присутствия нескольких факторов.
Симптомы заболевания у ребёнка проявляются не зависимо от его места нахождения и окружающей обстановки, будь то школа, детский сад, дом и др.
Первые признаки СДВГ были отмечены в раннем дошкольном возрасте и наблюдаются у малыша не менее 6 месяцев.
Это мешает ребёнку адаптироваться в коллективе, учиться, общаться, развиваться.
Маленькому пациенту на момент постановки диагноза исполнилось полных 6 лет.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности психическим нарушением не считается. Ребёнок с таким диагнозом требует, скорее, коррекции его поведения, психологической помощи, поддержки родителей и педагогов.
Лечение
В распорядке дня ребёнка должно быть отведено время для активных игр и спортивных секций
Лечение синдрома рассеянного внимания всегда комплексное и длительное. Предпочтение здесь специалисты отдают психотерапевтическим методам, педагогической и нейропсихологической коррекции, а также мануальной терапии.
Невропатолог может назначить и курс медикаментов. Но это только при наличии сопутствующих заболеваний головного мозга и ЦНС.
Для скорейшего достижения желаемого результата, в процессе лечения и реабилитации должны участвовать и действовать сообща врачи, родители, учителя в школе или воспитатели в детском саду.
Психолог и психотерапевт, со своей стороны, посредством игр и упражнений, учат ребёнка выстраивать правильные модели поведения в тех или иных ситуациях. Что впоследствии поможет ему действовать по ранее изученному принципу, а не поддаваться минутному импульсу.
Учитель (воспитатель) помогает ему адаптироваться в коллективе. Приобщает к жизни класса (группы). Даёт важные ответственные поручения, направляя активность маленького непоседы в нужное русло.
В чем же заключается роль родителей в лечении СДВГ у их ребёнка?
Помогая родителям по дому, малыш становится более самостоятельным и ответственным
Рекомендации родителям
Вместе с малышом (годовалым ли, дошколёнком или школьником) составьте распорядок его рабочего дня. Где значительное место уделите активным занятиям, которые помогут карапузу расходовать избыток энергии.
Не позволяйте ребёнку слишком долго засиживаться у телевизора или компьютера.
Если у вас имеется такая возможность, заведите домашнее животное. Не важно, кто это будет: попугай, кот, собака, хомячок, рыбки. Главное, что у крохи появится питомец, за которым он будет ухаживать (это поможет воспитать в нём чувство ответственности), и друг, с которым он будет проводить время.
Предложите малышу, как полноправному члену семьи, выбрать домашние дела, за выполнение которых будет отвечать только он. К примеру, выносить мусор, поливать цветы, протирать пыль и т.п. Это дисциплинирует и повышает самооценку маленького помощника.
Тщательно разработайте систему поощрений. К наказаниям же старайтесь не прибегать.
Сохраняйте спокойствие, если ваш непоседа ведёт себя ненадлежащим образом. Объясняйте, приводите примеры, обосновывайте. И не забывайте хвалить и поощрять, когда карапуз того заслуживает.
Когда ребёнок пойдёт в школу, оборудуйте дома комфортное рабочее место для выполнения домашних заданий, где ничто не будет отвлекать его внимание, ничто не помешает сосредоточиться.
Попросите, чтобы и в школе малыша посадили туда, где он будет находиться под постоянным присмотром педагога, и где у него возникнет меньше всего поводов отвлечься.
Всегда поддерживайте связь с его учителем. Помните, вы работаете сообща и ради общей цели.
Старайтесь строить со своим чадом доверительные отношения. Тогда он сможет всегда рассказать вам о своих трудностях. А вы сможете вовремя помочь карапузу их преодолеть.
Организуйте рабочее пространство ребёнка так, чтобы ничто не отвлекало его от выполнения домашних заданий
Синдром дефицита внимания у детей при своевременном его обнаружении и адекватном лечении вполне поддаётся коррекции.
Заручившись поддержкой медиков и педагогов, вы поможете малышу адаптироваться в коллективе, облегчите его взаимодействие со сверстниками и учителями, наладите обучающий процесс в соответствии с особенностями его темперамента и, тем самым, подарите любимому чаду полноценную, полную ярких красок, новых знаний и впечатлений жизнь…
Видео «Упражнения для детей с синдромом дефицита внимания»
Здравствуйте. Меня зовут Полина. Услышав однажды истину, что педиатр – главный врач для любой семьи с маленькими детьми, я поняла, что мне есть к чему стремиться.