Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы


Горячие статьи

Babyzzz Родителям Разное о детях «Маша и медведь»: не навредит ли популярный мультик воспитанию ребёнка?

В современном обществе всё чаще звучит мысль о том, что современный телевизионный контент, в частности мультфильмы, могут негативно повлиять на психическое развитие ребёнка, становление его характера. Так, многие родители ограждают своих детей от просмотра анимации с насилием (в их понимании) – например, «Ну, погоди» или «Том и Джерри». А как же быть с популярным мультфильмом «Маша и медведь», который очень любят многие ребята разного возраста? Несёт ли он вред для малышей?

История вопроса

«Маша и медведь» — один из самых популярных на сегодня отечесвтенных мультфильмов. Он представлен уже десятью сезонами (последний вышел в 2018 году), и малыши буквально не могут оторваться от него, сопровождая весёлым смехом действия экранных героев.

Дети едят попкорн, смотрят телевизор и улыбаются

Маша и медведь привлекает детей яркими забавными героями и смешными ситуациями, в которые они всё время попадают

Осенью же 2018 года на страницах центральных СМИ и в сети Интернет появилась информация о рейтинге самых вредных мультфильмов с точки зрения российских психологов. И первое место в нём занимает именно «Маша и медведь».

Второе место — американская анимация «Монстр Хай», третье – «Губка Боб квадратные штаны», четвёртое – «Том и Джерри».

Кадр из мультсериала «Монстр Хай»

Удивительно, но российский Маша и медведь превзошёл по вредности даже «Монстр Хай» с его жутковатыми персонажами

Создатели мультсериала, вполне естественно, стали отрицать вредное влияние их детища на психику малышей, однако при этом не назвали конкретных опровергающих фактов. Между тем Анатолий Северный, президент Ассоциации детских психиатров и психологов отметил, что российские психологи вообще не составляли указанный рейтинг, и новость является просто антирекламой.

Потенциальное вредное влияние Маши на детей

Даже если не брать во внимание пресловутый рейтинг, многие психологи и родители отмечают в мультфильме «Маша и медведь» определённые вредные черты, при этом рассматривается их возможное влияние на поведение ребёнка. В целом можно сказать, что малыш начнёт подражать поступкам и манере поведения главной героини:

  1. Маша — девочка, которая делает всё, что захочет, считает, что ей позволено абсолютно всё. Ребёнок может перенять такое поведение, уяснит, что главное — его капризы, а от родителей можно добиваться желаемого шантажом и истериками. В связи с этим вспоминается русская народная сказка с одноимённым названием: Маша там, наоборот, соблюдала правила, например, садилась на самый маленький стульчик согласно своему возрасту, ложилась в маленькую кроватку и пр.
    Девочка держится за голову руками и кричит

    Насмотревшись на поступки героини, ребёнок также начинает требовать удовлетворения своих капризов, начинает устраивать истерики

  2. Медведь (символического для России животного) воплощает образ Отца, мужчины. По идее, он должен быть авторитетом, но маленькая взбалмошная девочка с ним не считается, использует в своих целях для реализации капризов (например, мешает ему заснуть зимой, не даёт смотреть футбол, препятствует свиданиям с медведицей и пр.). Ребёнок может сделать вывод, что уважать отца не обязательно, им так же можно манипулировать.
    Маша не даёт медведю смотреть телевизор, развалилась в его кресле

    Медведь символически воплощает образ отца, ребёнок может сделать вывод, что уважать его необязательно, да и вообще, всех старших

  3. Уже в первой серии при появлении Маши домашние животные прячутся от неё. Демонстрируется разрушительная сила, несущая опасность. У ребёнка, таким образом, подсознательно закладывается противостояние человека и природы. Хотя всё должно быть наоборот: недаром маленькие дети часто сравнивают себя с животными, подражают их голосам, искренне умиляются маленькому котёнку или щенку.
    Животные прячутся от Маши

    У ребёнка подсознательно закладывается противостояние человека и природы, ведь домашние животные боятся Машу, прячутся от неё

  4. На экране Маша демонстрирует весьма ограниченный спектр эмоций: заинтересованность, удивление, любопытство, радость. Примечательно, что она не проявляет сочувствие, не воспринимает критику, равнодушна к переживаниям окружающих. Часто она даже не переживает свою боль (когда падает). Самое главное, что девочка лишена способности любить, самого важного женского качества, базового для будущей жены и матери. Маленькая девочка, поклонница данного мультфильма, может усвоить такую манеру поведения, и в будущем также эгоистично общаться со своим супругом и детьми.
    У Маши удивлённое лицо

    Экранная героиня испытывает ограниченный спектр эмоций, не демонстрирует способности любить, такой важной для будущей женщины

  5. Знаменательно, что в мультфильме отсутствует образ полноценной семьи — у Маши нет родителей. Ребёнок не видит правильной модели семейных взаимоотношений. Медведя можно сопоставить с образом отца, но он для героини опять-таки просто объект для использования.
  6. Маша часто ведёт себя агрессивно, разрушает окружающую обстановку, ломает и портит вещи (например, в поезде, желая убить муху, она в результате бьёт окна, учиняет разгром в соседних купе, за что её в итоге высаживают). Причём, подобные ситуации подаются с юмором, поведение героини часто остаётся безнаказанным.
    Маша устраивает погром в доме Медведя, когда он делает ремонт

    Маша постоянно ломает и портит вещи, причём всё это остаётся безнаказанным и подаётся с юмором

Видео: обзор мультфильма «Маша и медведь» с точки зрения вреда для ребёнка

Цитируя психологов

Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребёнку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет.


Л. В. Матвеева, профессор кафедры психологии факультета психологии МГУ имени М. В.Ломоносова, доктора психологических наук, руководитель научно-исследовательской группы «Психология массовых коммуникаций»

https://whatisgood.ru/tv/films/samyiy-vrednyiy-multfilm-masha-i-medved-provokatsiya-ili-pravda/

Замечательный, казалось бы, мультфильм «Маша и медведь». Но, по сути, там происходит издевательство ребёнка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребёнка, это усваивается как возможность обращаться так со взрослым.

В. Абраменкова, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО

https://n-e-n.ru/masha/

Бросается в глаза поведение современных мультгероев. Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причём младшие, например, Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чём тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягчённом виде. Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые. У Маши из “Маши и медведя” лицо ребёнка, от которого можно ожидать чего угодно.

А. Юревич, заместитель директора Института психологии РАН

https://n-e-n.ru/masha/

А Маша — хулиганка, она мучит медведя, она просто настоящее исчадие ада. Что происходит дальше? Мы привыкаем к этому. Да, психологическая реабилитация начинает работать, но она зашкаливает…

Вспомните «Золотую антилопу», «Котёнка по имени Гав»… Ведь ничего особенного нет в этих мультфильмах. Ребёнок смотрит их и улыбается, после этого он готов взять любое животное на ручки, гладить его, угостить вкусненьким. В нем рождается доброта.

В. Назарук, художник-постановщик мультфильмов «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка» и серий про кота Леопольда

https://n-e-n.ru/masha/

Что можно сказать в защиту мультфильма

Между тем, несмотря на обилие отрицательных моментов, которые психологи обнаруживают в популярном мультфильме, существуют и альтернативные точки зрения. Так, детский психолог Жанна Савенко считает, что на самом деле бомбой является родительская лень.

Задача папы и мамы — комментировать своему сыну или дочке поступки героини, объяснять, что в конкретных ситуациях она ведёт себя неправильно и повторять её действия никак нельзя.

«Вот какая Маша невоспитанная, зато смотри, какая она весёлая. Хорошо быть добрым и воспитанным, как ты, и весёлым, как Маша. Не стесняйся, проявляй себя, но медведя за уши не дёргай». Всё можно обсуждать и объяснять ребёнку. А то получается, что у мультика больше авторитета, чем у родителей. Ну значит, сами родители бестолочи.

Ж. Савенко

https://n-e-n.ru/masha/

Естественно, чтобы воспитывать своё чадо с помощью мультика, методом «от противного», показом антипримера, маме или папе нужно найти время, оторваться от телефона или планшета — сесть рядом с ребёнком и вместе вникнуть в экранный сюжет. Но малыш наверняка это оценит, большинство детей очень любят смотреть мультфильмы вместе с родителями, просят их об этом, взахлёб пересказывает увиденные истории.

Мама смотрит телевизор вместе с сыном

Задача родителя — указать ребёнку на отрицательные поступки героини, помочь осознать их и выработать своё правильное поведение

Конечно же, Маша — не идеал, но у неё есть и положительные черты. Она весёлая, оптимистка, непосредственная, незлопамятная. Нужно акцентировать внимание ребёнка на хороших поступках Маши, например, следующие:

  • у неё возникает стремление учиться, она играть на пианино, она с удовольствием учит кукол хорошему поведению;
  • сломала мишке корабль-сувенир, но зато потом построила ему настоящий большой с парусами;
  • заяц хотел сделать зверям игрушки в яйцах, и случайно разлил краски, а Маша дала ему новые.
Маша учится играть на пианино

У Маши есть и положительные черты, она часто хочет чему-нибудь учиться, например, играть на пианино

Интересно, что итальянские родители (а в Италии «Маша и медведь» чрезвычайно популярен) считают мультфильм добрым и поучительным в отличие от многих современных детских картин.

Популярный мультфильм «Маша и медведь», конечно, может негативно повлиять на воспитание и психику ребёнка, но только если родители не объясняют ему сути просмотренного контента. Конечно, главная героиня часто ведёт себя неправильно, но папа и мама могут извлечь из этого урок, объясняя своему чаду многие вещи по принципу «нужно делать наоборот».

Выскажи свое мнение →

комментария 4

Zarema:

Я полностью согласна с профессором Матвеевой. Фильм “Маша и Медведь” развоспитывает маленького человечка. даёт неверные ориентиры, которые только усложнят его дальнейшую жизнь и в семье, и в детском саду, и в школе. Кроме того, фильм бесконечно невротизирует неустойчивую психику ребёнка, возбуждает его и при неоднократном просмотре может спровоцировать развитие некоторых элементов гипервозбудимости, что уже является заболеванием. Фильм не прививает начальных понятий в антитезе “хорошее-плохое”. Не учит ребёнка правильной оценке происходящих событий и не показывает ему правильных вариантов поступков в конкретных ситуациях. Вспомним традиционный сюжет многих русских сказок: пришёл в дом – приберись, приготовь еду, встреть хозяев добрыми делами. За это – награда. Делай хорошее, чтобы не оказаться в проигрыше. Не будь жадным, поделись, отдай лучше, чтобы потом и тебе помогли: сказка о Емеле, например – пожалел Емеля щуку и её щурят и получил волшебное слово. А почему? Стало ясно, что у Емели нрав добрый и справедливый. Новый фильмец ничему хорошему ребёнка не учит. Это фильм об эгоистке с недетской хватательной реакцией. И больше ничего.

Оля:

Ох, ну что за однобокость, ребята! Мне вообще кажется, это специально хайп подняли на популярном мультике, который всем очень нравится. Вспомните, как были рады и дети и родители, когда первые серии появились! Наконец-то мультик с реальным живым детским поведением (да, оно не всегда хорошее, но это жизнь, блин! вы же своих детей меньше не любите из-за того, что они ноют и шалят?). И то, что она медведя не слушает — так она потом своё получает, сами ситуации так выстроены, что Маша понимает в итоге, что хорошо, что плохо! И в советских мультиках так было, и нормально все понималось, когда мы росли. Вовку в тридесятом царстве вспомните, Гуси-лебеди, никто же эти мультики не будет ругать, в голову не придет. А тут надо было просто «хлеба и зрелищ» народу выдать, скандал поднять…

Лариса:

Оля, как мне кажется, статья вовсе не отражает «однобокую» точку зрения. Наоборот, вопрос рассматривается с двух различных сторон на основе высказываний психологов, родителей на интернет-форумах. Акцент сделан именно на то, что родителям стоит объяснять своему ребёнку содержание просмотренных мультфильмов, извлекать из них уроки, иначе некоторые дети могут понять всё по-своему и сделать неверные выводы.

Оля:

Согласна, что акцент верный — что родители должны объяснять мораль мультиков, но при чем тут Маша и Медведь, это про любой мультик будет справедливо сказать, и это не говорит о том, что мультик плохой и опасный. впечатление из прочтения статьи у меня сложилось такое: мульт нехороший, если и смотреть ребенку, то только с комментированием родителя. Я просто хочу сказать, что несправедливо сам мультик ругают. И некоторые штампы просто странные: отсутствует образ полноценной семьи — его и в Ну погоди нет, а в Простоквашино вообще ребенок один на электричке удрал с котом и собакой жить, потому что ему так лучше :))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?