«Маша и медведь»: не навредит ли популярный мультик воспитанию ребёнка?
В современном обществе всё чаще звучит мысль о том, что современный телевизионный контент, в частности мультфильмы, могут негативно повлиять на психическое развитие ребёнка, становление его характера. Так, многие родители ограждают своих детей от просмотра анимации с насилием (в их понимании) – например, «Ну, погоди» или «Том и Джерри». А как же быть с популярным мультфильмом «Маша и медведь», который очень любят многие ребята разного возраста? Несёт ли он вред для малышей?
«Маша и медведь» – один из самых популярных на сегодня отечесвтенных мультфильмов.Он представлен уже десятью сезонами (последний вышел в 2018 году), и малыши буквально не могут оторваться от него, сопровождая весёлым смехом действия экранных героев.
Осенью же 2018 года на страницах центральных СМИ и в сети Интернет появилась информация о рейтинге самых вредных мультфильмов с точки зрения российских психологов. И первое место в нём занимает именно «Маша и медведь».
Второе место — американская анимация «Монстр Хай», третье – «Губка Боб квадратные штаны», четвёртое – «Том и Джерри».
Создатели мультсериала, вполне естественно, стали отрицать вредное влияние их детища на психику малышей, однако при этом не назвали конкретных опровергающих фактов. Между тем Анатолий Северный, президент Ассоциации детских психиатров и психологов отметил, что российские психологи вообще не составляли указанный рейтинг, и новость является просто антирекламой.
Потенциальное вредное влияние Маши на детей
Даже если не брать во внимание пресловутый рейтинг, многие психологи и родители отмечают в мультфильме «Маша и медведь» определённые вредные черты, при этом рассматривается их возможное влияние на поведение ребёнка.
В целом можно сказать, что малыш начнёт подражать поступкам и манере поведения главной героини:
Маша — девочка, которая делает всё, что захочет, считает, что ей позволено абсолютно всё. Ребёнок может перенять такое поведение, уяснит, что главное — его капризы, а от родителей можно добиваться желаемого шантажом и истериками. В связи с этим вспоминается русская народная сказка с одноимённым названием: Маша там, наоборот, соблюдала правила, например, садилась на самый маленький стульчик согласно своему возрасту, ложилась в маленькую кроватку и пр.
Медведь (символического для России животного) воплощает образ Отца, мужчины. По идее, он должен быть авторитетом, но маленькая взбалмошная девочка с ним не считается, использует в своих целях для реализации капризов (например, мешает ему заснуть зимой, не даёт смотреть футбол, препятствует свиданиям с медведицей и пр.). Ребёнок может сделать вывод, что уважать отца не обязательно, им так же можно манипулировать.
Уже в первой серии при появлении Маши домашние животные прячутся от неё. Демонстрируется разрушительная сила, несущая опасность. У ребёнка, таким образом, подсознательно закладывается противостояние человека и природы. Хотя всё должно быть наоборот: недаром маленькие дети часто сравнивают себя с животными, подражают их голосам, искренне умиляются маленькому котёнку или щенку.
На экране Маша демонстрирует весьма ограниченный спектр эмоций: заинтересованность, удивление, любопытство, радость. Примечательно, что она не проявляет сочувствие, не воспринимает критику, равнодушна к переживаниям окружающих. Часто она даже не переживает свою боль (когда падает). Самое главное, что девочка лишена способности любить, самого важного женского качества, базового для будущей жены и матери. Маленькая девочка, поклонница данного мультфильма, может усвоить такую манеру поведения, и в будущем также эгоистично общаться со своим супругом и детьми.
Знаменательно, что в мультфильме отсутствует образ полноценной семьи — у Маши нет родителей. Ребёнок не видит правильной модели семейных взаимоотношений. Медведя можно сопоставить с образом отца, но он для героини опять-таки просто объект для использования.
Маша часто ведёт себя агрессивно, разрушает окружающую обстановку, ломает и портит вещи (например, в поезде, желая убить муху, она в результате бьёт окна, учиняет разгром в соседних купе, за что её в итоге высаживают). Причём, подобные ситуации подаются с юмором, поведение героини часто остаётся безнаказанным.
Обзор мультфильма «Маша и медведь» с точки зрения вреда для ребёнка:
Цитируя психологов
Он сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребёнку, ему полезно. Как специалист, я считаю, что этот мультсериал наносит вред детской психике, более того, с психологической точки зрения — это «информационная бомба», заложенная под российский менталитет.
Замечательный, казалось бы, мультфильм «Маша и медведь». Но, по сути, там происходит издевательство ребёнка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребёнка, это усваивается как возможность обращаться так со взрослым.
Бросается в глаза поведение современных мультгероев. Они постоянно кого-нибудь пинают и дубасят, причём младшие, например, Маша, уверенно пинают старших по возрасту, в чём тоже трудно не усмотреть характерный для молодых современников культ агрессивности и демонстративное неуважение к старшим, хотя и в смягчённом виде. Кроме этого, возникает впечатление, что нынешние мультфильмы какие-то недобрые. У Маши из “Маши и медведя” лицо ребёнка, от которого можно ожидать чего угодно.
А Маша — хулиганка, она мучит медведя, она просто настоящее исчадие ада. Что происходит дальше? Мы привыкаем к этому. Да, психологическая реабилитация начинает работать, но она зашкаливает…
Вспомните «Золотую антилопу», «Котёнка по имени Гав»… Ведь ничего особенного нет в этих мультфильмах. Ребёнок смотрит их и улыбается, после этого он готов взять любое животное на ручки, гладить его, угостить вкусненьким. В нем рождается доброта.
Что можно сказать в защиту мультфильма
Между тем, несмотря на обилие отрицательных моментов, которые психологи обнаруживают в популярном мультфильме, существуют и альтернативные точки зрения. Так, детский психолог Жанна Савенко считает, что на самом деле бомбой является родительская лень.
Задача папы и мамы — комментировать своему сыну или дочке поступки героини, объяснять, что в конкретных ситуациях она ведёт себя неправильно и повторять её действия никак нельзя.
«Вот какая Маша невоспитанная, зато смотри, какая она весёлая. Хорошо быть добрым и воспитанным, как ты, и весёлым, как Маша. Не стесняйся, проявляй себя, но медведя за уши не дёргай». Всё можно обсуждать и объяснять ребёнку. А то получается, что у мультика больше авторитета, чем у родителей. Ну значит, сами родители бестолочи.
Естественно, чтобы воспитывать своё чадо с помощью мультика, методом «от противного», показом антипримера, маме или папе нужно найти время, оторваться от телефона или планшета — сесть рядом с ребёнком и вместе вникнуть в экранный сюжет. Но малыш наверняка это оценит, большинство детей очень любят смотреть мультфильмы вместе с родителями, просят их об этом, взахлёб пересказывает увиденные истории.
Конечно же, Маша — не идеал, но у неё есть и положительные черты.Она весёлая, оптимистка, непосредственная, незлопамятная.
Нужно акцентировать внимание ребёнка на хороших поступках Маши, например, следующие:
у неё возникает стремление учиться, она играть на пианино, она с удовольствием учит кукол хорошему поведению;
сломала мишке корабль-сувенир, но зато потом построила ему настоящий большой с парусами;
заяц хотел сделать зверям игрушки в яйцах, и случайно разлил краски, а Маша дала ему новые.
Интересно, что итальянские родители (а в Италии «Маша и медведь» чрезвычайно популярен) считают мультфильм добрым и поучительным в отличие от многих современных детских картин.
Популярный мультфильм «Маша и медведь», конечно, может негативно повлиять на воспитание и психику ребёнка, но только если родители не объясняют ему сути просмотренного контента. Конечно, главная героиня часто ведёт себя неправильно, но папа и мама могут извлечь из этого урок, объясняя своему чаду многие вещи по принципу «нужно делать наоборот».
Я полностью согласна с профессором Матвеевой. Фильм “Маша и Медведь” развоспитывает маленького человечка. даёт неверные ориентиры, которые только усложнят его дальнейшую жизнь и в семье, и в детском саду, и в школе. Кроме того, фильм бесконечно невротизирует неустойчивую психику ребёнка, возбуждает его и при неоднократном просмотре может спровоцировать развитие некоторых элементов гипервозбудимости, что уже является заболеванием. Фильм не прививает начальных понятий в антитезе “хорошее-плохое”. Не учит ребёнка правильной оценке происходящих событий и не показывает ему правильных вариантов поступков в конкретных ситуациях. Вспомним традиционный сюжет многих русских сказок: пришёл в дом – приберись, приготовь еду, встреть хозяев добрыми делами. За это – награда. Делай хорошее, чтобы не оказаться в проигрыше. Не будь жадным, поделись, отдай лучше, чтобы потом и тебе помогли: сказка о Емеле, например – пожалел Емеля щуку и её щурят и получил волшебное слово. А почему? Стало ясно, что у Емели нрав добрый и справедливый. Новый фильмец ничему хорошему ребёнка не учит. Это фильм об эгоистке с недетской хватательной реакцией. И больше ничего.
Ох, ну что за однобокость, ребята! Мне вообще кажется, это специально хайп подняли на популярном мультике, который всем очень нравится. Вспомните, как были рады и дети и родители, когда первые серии появились! Наконец-то мультик с реальным живым детским поведением (да, оно не всегда хорошее, но это жизнь, блин! вы же своих детей меньше не любите из-за того, что они ноют и шалят?). И то, что она медведя не слушает – так она потом своё получает, сами ситуации так выстроены, что Маша понимает в итоге, что хорошо, что плохо! И в советских мультиках так было, и нормально все понималось, когда мы росли. Вовку в тридесятом царстве вспомните, Гуси-лебеди, никто же эти мультики не будет ругать, в голову не придет. А тут надо было просто “хлеба и зрелищ” народу выдать, скандал поднять…
Оля, как мне кажется, статья вовсе не отражает «однобокую» точку зрения. Наоборот, вопрос рассматривается с двух различных сторон на основе высказываний психологов, родителей на интернет-форумах. Акцент сделан именно на то, что родителям стоит объяснять своему ребёнку содержание просмотренных мультфильмов, извлекать из них уроки, иначе некоторые дети могут понять всё по-своему и сделать неверные выводы.
Согласна, что акцент верный – что родители должны объяснять мораль мультиков, но при чем тут Маша и Медведь, это про любой мультик будет справедливо сказать, и это не говорит о том, что мультик плохой и опасный. впечатление из прочтения статьи у меня сложилось такое: мульт нехороший, если и смотреть ребенку, то только с комментированием родителя. Я просто хочу сказать, что несправедливо сам мультик ругают. И некоторые штампы просто странные: отсутствует образ полноценной семьи – его и в Ну погоди нет, а в Простоквашино вообще ребенок один на электричке удрал с котом и собакой жить, потому что ему так лучше :))
4 комментария