Адекватная самооценка вашего ребёнка: 8 главных правил мудрого родителя
Воспитание детей наряду с их материальным обеспечением является важной миссией, требующей определённой мудрости. Возможно, наши внутренние убеждения и инстинкты позволят нам воспитать из маленького человечка полноценную всесторонне развитую личность. Но нарастающий темп современной жизни оставляет нам всё меньше времени для самых важных задач.
Будущее ребёнка во многом определяется первоначальными условиями, которые создадут для него родители, особенно при формировании отношения к жизни, окружающему миру, и самое важное — к самому себе. Насколько значимым воспринимает себя человечек и насколько свойственно ему самоуважение, отражается уровнем его самооценки.
Ответим на основные вопросы о самооценке:
Почему это важно?
адекватная самооценка помогает ребёнку относиться достойно к себе и другим людям. А это залог успешной социальной адаптации и построения гармоничных отношений, в том числе в будущем при создании семьи;
нормальная самооценка позволяет правдиво оценивать свои достоинства и недостатки и, руководствуясь этим, развивать свои навыки и таланты, что в будущем позволит добиться успехов в профессиональном пространстве и соответствующего положения в обществе
Почему этим вопросом должны задаваться родители? Мир малыша до 3-х лет сконцентрирован в семье. Родители априори воспринимаются авторитетами. Действует закон – «если мама или папа так делает или говорит, значит, так и есть. Это норма. Я тоже так хочу». Ребёнок не способен сформировать представление о себе своими глазами. Он, как губка, впитывает происходящее вокруг и «зеркалит» демонстиуемое к нему отношение.
Формирование самоуважения происходит до 7 лет. Позже, по словам детского психолога Людмилы Петрановской, влияние мамы и папы на самооценку чада слабеет с каждым годом.
Исходя из этого родители должны взять на себя ответственность за развитие у ребёнка самоуважения с самого его рождения.
Формирование нормальной самооценки у детей сопровождается развитием самостоятельности и обоснованной уверенности в себе. Чаще всего психологи обсуждают коррекцию детской самооценки в контексте её повышения. Для этого они советуют следовать следующим рекомендациям:
Базовым правилом является проявление безусловной любви. Ребёнок должен видеть: его любят за то, что он есть. У него не должно быть цели заслуживать родительскую любовь. Отсутствие привязанности, согласно теории английского психиатра и психоаналитика Джоуна Боулби, снижает самооценку и повышает ощущение тревожности у детей.
Постоянный тактильный контакт способствуют развитию базового доверия к окружающему миру
Находить время для позитивного совместного времяпрепровождения. Классик детской психологии Майя Лисина утверждает, что самооценка неразрывно связана с атмосферой постоянного доброжелательного общения с близкими.
Адекватность поощрений и наказаний:
ругать нужно именно за плохое поведение и за проступки с посылом «твоё поведение неправильное, этот поступок плохой», без перехода на личности. Оцениваем не ребёнка, а его действия, с подробным объяснением;
похвалу высказываем по существу и без лишних дифирамбов.
Следует избегать пренебрежительного отношения к миру малыша. Это касается:
его увлечений. Например, если чадо рассматривает червячков в луже, не нужно пресекать его интерес словами «фу, что за гадость» или «хватит копаться в грязи». Этим можно погасить зарождающийся интерес, который, например, мог бы способствовать развитию таланта учёного;
мечтаний и фантазий. Воображение развивает мозг. А умение мечтать предшествует целеполаганию в более осознанном возрасте. Помогите малышу развить полёт его мыслей, проявите интерес, помечтайте вместе с ним;
проблем и негативных переживаний. Как часто вы говорите «да это вообще ерунда», «из-за этого не надо плакать», «нашёл из-за чего расстраиваться, подумаешь»? Взрослые говорят так из благих побуждений успокоить. Но это лишь подавляет эмоции и формирует у ребятёнка понимание того, что его личные проблемы для вас не представляют важности. Надо ли говорить, что такое понимание он переносит и всю свою особу? А эмоции нужно реализовать. И плохие и хорошие. Лучше уточнить причины «трагедии», высказать своё согласие с тем, что это действительно неприятность, предложить найти решение или отвлечь на что-то радостное.
Важно разрешать детям переживать эмоции и научить их правильно транслировать
Предоставлять детям право выбора и возможность принимать решение с раннего возраста. Масару Ибука, талантливый бизнесмен и основатель компании Sony уверен, что именно до трёх лет формируется тяга к самостоятельному познанию мира и освоению новых навыков, а это прямо влияет на склонность к успешности и гениальности в будущем. Ваша задача — рассказать про различные виды увлечений, профессий и дать по возможности шанс ребёнку попробовать интересующее его занятие.
Важно создавать для крохи «зону успеха», то есть погружать в среду, где он сможет добиться хороших результатов. Хорошо, если оценка его успехов высказывается посторонними людьми (воспитателями, соседями, другими родителями или детьми).
Закалять характер, учить контролировать свои эмоции. Для этого идеально подходят занятия спортом, особенно с индивидуальными выступлениями. Ощущения ответственности за личный результат обязывают к непростым испытаниям, многократному повторению упражнений, дисциплине. Важно выбрать занятия, которые привлекают именно ребёнка, а не вас. Известный психолог Юлия Гиппенрейтер советует избегать кружков, которые ребёнок посещает «из-под палки», поскольку это, наоборот, способствует снижению ощущения собственной ценности.
Занятия спортом связаны с работой не только над своим телом, но и над характером, что в случае успеха способствует повышению уверенности в себе
Не создавать «тепличные» условия, позволять ребёнку преодолевать трудности и пожинать плоды своих «успехов». Избегайте излишней опеки, если это не касается безопасности. Пусть они совершают ошибки и учатся на них. Любые запреты и ограничения вредны тем, что, во-первых, имеют обратный эффект, то есть побуждают к нарушению родительских табу, а во-вторых, лишают дитя навыков самостоятельности.
Видео: Дмитрий Карпачёв о повышении детской самооценки
Несколько слов о завышенной самооценке
Если родители руководствуются вышеперечисленными рекомендациями, то завышенная самооценка не грозит малышу.
К высокой самооценке приводит чрезмерное балование ребёнка в семье
В то же время многие родители говорят о том, что их дети любят быть в центре внимания, уверены в своей неотразимости и исключительности, особенно в раннем возрасте. Так вот, психологи утверждают, что завышенная самооценка в дошкольном возрасте является нормой. Чтобы эти черты не переросли в будущий «нарциссизм», вооружитесь следующими принципами:
нельзя хвалить ребёнка без повода и ограничений. Как уже отмечалось, что хвала должна быть по делу и за реальные успехи;
нельзя использовать при сравнении выражения «ты самый лучший (красивый, умный)»;
Важно привить ребёнку осознание значимости и ценности других детей
не следует противопоставлять своего сына или дочь другим конкретным детям, например так: «вот у Маши не получается ловить мяч, а ты в отличие от неё хорошо справляешься»;
не следовать прихотям ребёнка и не покупать без разбора дорогие игрушки, вещи, сладости. Если удовлетворяется любое «хочу», маленький эгоист перестанет ценить ваши лучшие побуждения и не научится понимать какие-либо ограничения или правила;
требовать от дитёнка соблюдения установленных в семье порядков. Психолог Юлия Чеснова считает, что наличие границ дозволенного влияет не только на правильную самооценку, но и на стремление малыша к безопасности;
формированию адекватной самооценки способствует нахождение ребёнка в коллективе, особенно если речь идёт о кружках и секциях. Сравнение себя и своих успехов с другими детьми, общение со взрослыми помогают правильно воспринимать не только свои способности, но и себя в целом. Ведь манипулировать тренером и другими воспитанниками намного сложнее, чем родителями.
Следование этим правилам, с одной стороны, не требует от родителей каких-то непосильных мер. С другой стороны, всё это возможно при единстве позиции всех членов семьи, контактирующих с ребёнком на постоянной основе. Поведение взрослых должно быть настойчивым и последовательным. И всё это должно происходить под эгидой регулярного доверительного общения со своим чадом и безусловной любви к нему.