Show
Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы

Горячие статьи

Babyzzz Родителям Разное о детях 12 лучших игр для развития словарного запаса у дошкольников

Развитие речи очень важно в воспитании ребёнка. Владея навыками вербального общения, маленький человек может не только объяснять взрослым свои желания или потребности, но и коммуницировать со сверстниками. Чем ребёнок старше, тем важнее иметь богатый словарный запас, активный и пассивный, в том числе для облегчения обучаемости.

Подборка игр, которые позволят расширить словарный запас дошкольника

На развитие словарного запаса ребёнка в первую очередь влияет общение его с родителями и другими взрослыми, имеющими на малыша влияние. Ребёнок видит и впитывает всё: как родители разговаривают между собой, с другими взрослыми, с ним и его братьями и сёстрами. Для родителей важно внимательно слушать ребёнка и поддерживать его попытки освоить речь. Задавать вопросы и отвечать на те, что задаёт малыш. Вслушиваться даже в невнятные слова и фразы и всячески давать понять — то, что он говорит, интересно маме и папе.

Здорово обогащают словарный запас и специальные игровые занятия. Ниже приведём 12 самых оригинальных игр, с помощью которых мама поможет обогатить и активизировать словарный запас малыша.

Угадай-ка

Игрушки

Для игры в угадайку мама выбирает разные игрушки

Правила:

  • Мама показывает ребёнку несколько игрушек, а ребёнок их называет.
  • Затем мама описывает одну из этих игрушек, например: «Круглый, жёлтого и фиолетового цветов. Здорово прыгает и катается по полу».
  • Ребёнок должен угадать, что за игрушку мама описала.

Позднее можно предложить малышу называть свойства игрушки, чтобы мама угадывала, о чём речь.

Что не так?

Игра несоответствий

Ребёнок должен найти, что на картинке изображено неправильно

Мама подбирает картинки с несоответствиями или сочиняет небылицы. Задача малыша — рассмотреть и объяснить, что на картинке неправильно. Это может быть ромашка зелёного цвета или фиолетовая морковка. Может быть птичка в собачьей будке или мышонок, который ловит на удочку кота.

Читайте еще:   Стоит ли давать ребёнку имя отца или матери

Сравнилка

Котёнок и щенок

Малыш должен сравнить животных или предметы, предложенные мамой

Мама предлагает ребёнку сравнить героев мультфильма или сказки, животных или игрушки:

  • Щенок белый с чёрными пятнами. А котёнок какой?
  • У щенка короткий хвостик, а какой хвостик у котёнка?
  • Щенок лает. А как говорит котёнок?

Затем малыш отвечает на вопросы мамы:

  • Кто рыжий?
  • Кто мяукает?
  • Кто лакает молоко из блюдца?

Матрёшки

Матрёшки

Сюжет для игры мама придумывает сама, и если он каждый раз будет различным, это будет интересно ребёнку

Мама рассказывает историю о матрёшках:

  • «Одна большая, а вторая маленькая. Вот собрались они в лес.
  • Большая взяла большую корзинку, а маленькая — маленькую.
  • Большая пошла по большой дорожке, маленькая — по маленькой.
  • Дошли до полянки, а там грибы растут. Большая матрёшка взяла большой гриб, а маленькая — маленький.
  • Пришли домой, сели пить чай. Большая выбрала большую кружку, а маленькая какую?
  • Наступил вечер, пора спать. В какую кровать ляжет большая матрёшка?
  • А маленькая?
  • Какое одеяльце у большой?
  • Какое у маленькой?»

Текст игры можно менять, выбрав, например, синего гномика и красного. Они могут рисовать карандашами разных цветов и кататься на машинках красного и синего цвета. Тут сюжет органичен только фантазией мамы.

Одним словом

Группы предметов

Малыш учится находить обобщающие слова для групп разных предметов

Эта игра формирует у ребёнка представление о категориях предметов, об обобщающих словах. Мама спрашивает:

  • На чём малыш спит?
  • На чём сидит?
  • Куда складывает вещи?
  • Где стоят его книжки?
  • И рассказывает, что всё это: стол, шкаф, кровать — всё это мебель.
  • Затем они вместе проходят по комнатам и называют мебель в доме.

Можно играть, кто сможет назвать больше или кто быстрее, если ребёнок не один.

На прогулке также можно рассказывать о транспорте, растениях; домашние животные, посуда, одежда, обувь, игрушки — вот простые группы слов, в которые можно поиграть даже с самыми маленькими. С детками постарше можно изучать гораздо больше общих понятий, например:

  • геометрические фигуры,
  • сорта цветов,
  • породы кошек или собак,
  • марки машин.
Читайте еще:   Всем успокоиться: как остановить истерику у ребёнка

Кто как ест

Домашние животные

Процесс приёма пищи у разных животных называется по-разному

Это игра на закрепление знания новых слов. Ребенку задается вопрос. Пример:

  • Кто лакает? Что кошка делает с молоком? — Кошка лакает молоко.
  • Собака грызёт кость. — Что собака делает с костью?

И так далее:

  • Лошадь жуёт сено.
  • Курица клюёт зёрнышки.
  • Белочка грызёт орешки и т. д.

Аналогично можно изучить, как называются детёныши животных.

Съедобное — несъедобное

Съедобное — несъедобное

Весёлая игра с мячом, которая знакома мамам с детства

Правила этой игры с мячом знакомы всем взрослым, да и многим детям тоже. А что, если разнообразить правила?

  • Можно ловить мяч, когда ведущий называет что-то съедобное, что нужно готовить, например, торт или макароны. А когда называет несъедобное или съедобное, не требующее готовки (яблоко или морковку) — мяч ловить не нужно.
  • Или ловить мяч, только когда назван предмет красного цвета.
  • Или когда названо домашнее животное.

Эта игра подходит для компании 2–4 детей, но можно играть и с одним ребёнком.

Словопутанница

Слова перепутались

Игра со смешными словами понравится вашему ребёнку

Весёлая игра, подходящая как для занятий с одним ребёнком, так и с группой деток, например, в саду. Взрослый называет слово, а дети должны понять, из каких слов оно образовано.

  • ЧЕСЛУК — чеснок и лук,
  • ОГУРДОР — огурец и помидор
  • РЕДКОВКА — редиска и морковка
  • БЕГЕДИЛ — бегемот и крокодил и т. п.
Читайте еще:   Самые популярные специальности в вузах в текущем году: подсказки абитуриентам

Найди такое

Слова на букву С

Ребёнок должен найти или назвать все предметы с определённым признаком, например, начинающиеся на одну букву

Мама или другой взрослый называет определение, а ребёнок подбирает все предметы, подходящие под это определение. Например:

  • Тёплый — шарф, свитер, дом, суп.
  • Мокрая — лягушка, тарелка, зубная щётка.

Можно играть и наоборот: взрослый называет предмет, а дети подбирают характеристики этого предмета:

  • Булочка: мягкая, сладкая, свежая, ароматная.
  • Валенки: чёрные, тёплые, удобные, красивые.

Для детей постарше можно усложнить игру, предлагая называть слова на заданную букву. Например, назвать всё, что есть в комнате на букву «с».

Игра в рифмы

Игра в рифмы

Маме стоит заранее подобрать слова, рифмы к которым малышу будет легче подобрать

Подходит для деток 5 лет и старше. Взрослый называет слово, а ребёнку предлагает найти слова-рифмы к нему:

  • Игрушка — лягушка,
  • берёза — роза,
  • диван — капкан.

Когда малыш научится играть в рифмы, можно совместно придумывать короткие четверостишия — мама первые две строчки, ребёнок последние.

Противоположности

Антонимы

Мама предлагает ребёнку назвать слово, значение которого противоположно тому, что назвала она

Взрослый называет слово, ребёнок должен назвать противоположное ему:

  • мягкий — твёрдый,
  • горячее — холодное,
  • лёгкая — тяжёлая,
  • сильный — слабый и т. п.

Если играть с 4 и более детками, можно передавать право назвать новое слово тому, кто первым назвал противоположность к предыдущему слову.

Сказочники

Новый «Колобок»

Пусть ребёнок придумает новое развитие знакомой сказки

Мама или другой взрослый предлагает ребёнку придумать свой вариант сказки.

  • Например, сказку, в которой лиса не смогла бы съесть Колобка.
  • Или ту, в которой вместо репки вырос горох.
  • Или где муха-горюха не пускала в теремок никого, ни мышку, ни лягушку.

В первый раз ребёнку может быть сложно, но умение фантазировать и оформлять свои мысли в слова здорово развивает активный словарный запас и образное мышление.

Развитие словарного запаса ребёнка — процесс длительный, но очень важный для дальнейшего развития и обучения. Не стоит надеяться на то, что малыш будет свободно и грамотно разговаривать, слушая передачи по телевизору. Только через общение со взрослыми и родителями, в частности, ребёнок активно пополняет словарный запас и имеет стимул его активно использовать.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 


Adblock
detector