Мультики про монстров: запретить или разрешить смотреть ребёнку?
Детские психологи давно призывают родителей не показывать ребёнку мультфильмы до трёхлетнего возраста. Однако и после этого взрослые должны отслеживать контент, который смотрит малыш. Ведь детям нравятся монстры, которых так много в современной анимации. Насколько опасны такие мультики? Несут ли они какую-то пользу?
В словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой слово «монстр» имеет следующие значения:
1. Тот, кто (или то, что) выделяется, поражает своей необычностью, своими особыми свойствами, своим устройством и т. д. 2. Человек (или животное) с каким-л. особенным физическим недостатком, уродством; урод.
Детей, которые активно познают окружающий мир, притягивает всё необычное, непонятное.Недаром многие ребята рассказывают друг другу «страшилки» — истории про ужасных загадочных существ, привидений и пр. Причём они делают это с азартом, получая дозу адреналина.
Когда ребёнок играет, он часто идентифицирует себя с какими-то существами, персонажами. При этом он активно фантазирует, придумывает сверхспособности, желаемые качества. Поэтому образы-монстры в мультфильмах и их копии (антропоморфные и зооморфные) так привлекательны для ребят.
Опасность для детской психики
Многие психологи и педагоги довольно резко критикуют современные западные мультфильмы с героями-монстрами, считая их опасными для формирования детской психики и характера.
Достаточно привести следующие яркие примеры:
«Монстр Хай». Создатели анимации не скрывают, что персонажи созданы под влиянием фильмов ужасов и историй о чудовищах. Героини мультфильма — это дочери Дракулы, Франкенштейна, зомби, оборотня, мумии, морского монстра, медузы Горгоны. Выглядят они устрашающе: например, у Лагуны Блю голубая кожа и сине-зелёные волосы, у Клодин Вульф — вампирские зубы и волчьи уши, тело Френки Штейн собрано из трупов и т. д. Всё здесь перекликается с загробным миром (гробы, черепа, оторванные конечности и пр.). Понятно, что ничему хорошему юные зрители не научатся — у детей может лишь пробудиться нездоровый интерес к теме смерти, игровое отношение к покойникам. Кроме того, девушки-героини хотя и учатся в школе монстров, но на самом деле их интересуют только развлечения, мальчики и вечеринки. А как известно, маленькие девочки часто стараются подражать экранным персонажам.
«Шрек». Главный герой известного мультика — огр, монстр-отшельник уродливого вида, живущий на болоте. Этим страшным персонажем в Европе издавна пугали малышей, ведь, согласно преданию, эти чудовища перерезали детям горло и пили их кровь. В мультфильме герой ведёт себя грубо: волочит Фиону как мешок, а затем неприлично заигрывает с ней, поедает червей, глаза и пр. Он подчёркнуто неопрятен. Другая главная героиня Фиона тоже монстр. Изначально она получеловек-полуогр, но по своей воле навсегда превращается в великаншу. Фиона часто агрессивна, зла, во многом ведёт себя как мужчина. Опять-таки дети, которые склонны к подражанию, могут взять такую манеру поведения за образец.
«Корпорация монстров». Это целый мир чудовищ. Они пугают детей, чтобы превратить энергию их воплей в электричество. Но однажды в этот город попадает маленькая девочка, и монстры меняются — теперь они уже извлекают электричество не путём запугивания, а с помощью непотребных шуток. Конечно же, такой контент не принесёт пользы ребёнку, действует на него отупляюще.
«Дом-монстр». Главный отрицательный герой анимации — это зловещий дом, который стремится убить тех, кто ступает на его территорию. В мультфильме дано жестокое описание смерти Констанции (жены хозяина дома). Когда-то она выступала в цирке, была диковинкой — «женщиной, размером с дом». Дети всегда издевались над ней, чем заслужили ненависть героини. Констанция с мужем ушли в пустыню, чтобы построить себе дом. И когда из-за куста внезапно выскочила ребятня, чтобы напугать её, женщина случайно нажала на рычаг бетономешалки и упала в яму с бетоном. Она была замурована заживо — для детской психики это явно перебор.
Что говорят психологи и другие специалисты
– Может быть, ребёнку нравятся какие-нибудь мультики про монстров — и что?
– Я имею в виду, что наш ребёнок — всегда для нас повод задуматься о том, что изменить в себе. Человек должен понять, что просто путём запретов никогда ничего хорошего не вырастает. Надо разобраться, почему ребёнку это нравится, что в этом хорошего.
По мнению западных педагогов, детки должны привыкнуть, что чудовище с рогами — оно доброе, у него тоже есть мама и папа, оно любимо своими детками, которым носит на ужин мальчиков и девочек из ближайшего детского сада.Сегодняшние дети привыкают видеть милых монстров и сопереживать им, когда же придёт настоящий Монстр в конце времён, его встретят с сочувствием и примут его точку зрения на мир, как возможную. Когда же придёт Грозный Судия Страшного Суда, низвергнет Монстра, чтобы судить живых и мёртвых за каждое слово, дело и помышление, большинство человечества, привыкшее к злу, как к отвлечённой фантазии, просто захочет переключить канал на что-нибудь более весёлое. На «Шрека» или «Корпорацию монстров».
«Мёртвая романтика» может привести к поиску приключений на кладбище, особенно в подростковом возрасте. Опять же, насмотревшись на хорошеньких куколок-мертвецов, дети могут заинтересоваться: а так ли мёртвые выглядят на самом деле? А это уже прямая дорога к вандализму, поскольку дети могут попытаться раскопать чью-нибудь могилу. И это ещё не самый худший вариант, поскольку любознательность подростков может привести их к экспериментам типа «а как буду выглядеть я, когда умру?». И горе ребёнку, если у него есть компания таких же любознательных друзей. Возможно, вы уже слышали эти чудовищные истории про то, как подростки оканчивают жизнь самоубийством или помогают друг другу в этом.
Влияние мультиков на психику ребёнка:
Об опасности для детей кукол-монстров:
Есть ли какая-то польза от мультяшных монстров
Конечно, ребёнка-дошкольника необходимо вовсе оградить от просмотра мультфильмов с героями-монстрами. Однако в 6–7 лет некоторые из них можно посмотреть вместе с родителями. Во-первых, качественный, подобранный по возрасту мультик про монстров поможет побороть детские страхи. Во-вторых, из такого просмотра также можно почерпнуть нечто положительное, усвоить полезный урок.
Главное — взрослые должны объяснять своему чаду увиденное, правильно расставлять акценты.
Ребёнок должен уяснить, что не всё то зло, что ужасно выглядит. И монстры тоже могут быть добрыми. Типичный пример — мультфильм «Красавица и чудовище», где герой, превращённый в чудовище, освобождается от злых чар с помощью любви главной героини.
Кстати, динозавры — это тоже самые настоящие монстры, однако дети совсем их не боятся,когда видят в мультфильмах (к примеру, в одной из частей «Ледникового периода»).Малышей поражают их размеры, грандиозность, своеобразная «ужасная» красота.
Некоторые мультфильмы, несмотря на жутковатую атмосферу, несут в себе воспитательную функцию. Например, «Коралина в стране кошмаров» Тима Бёртона. Девочка, родители которой вечно заняты, попадает в параллельный мир, где живут такие же её мама с папой, только со зловещими пуговицами вместо глаз. Они подчёркнуто заботливые, но хотят сделать девочку такой же — пришить ей на глаза пуговицы. После всех приключений Коралина возвращается в реальный мир и уже по-другому глядит на своих родителей, начинает ценить свою семью.
Мне, например, и моему сыну-школьнику нравится мультфильм «Суперсемейка». Главные герои там — тоже своего рода монстры, поскольку каждый член этой семьи обладает определённой сверхъестественной способностью. Однако мультик ярко демонстрирует ребёнку семейные ценности: родители и дети очень любят друг друга, поддерживают, переживают, совместно решают все проблемы. Кроме того, герои также действуют на благо всего человечества — спасают мир от злодеев.
Магическое мышление у детей, когда Эго не сформировано, оно помещается в любой неодушевлённый предмет, оживляя его, та же игра в куклы на этом стоит. И создатели мультфильмов, как и детские писатели, сохранили эту способность одушевлять неодушевлённое, и этим они близки детям. Взять того же Чуковского, там монстры на каждом шагу, я, помню, что в детстве его обожала.
Конечно, многие мультфильмы с героями-монстрами способны негативно воздействовать на детскую психику. Однако есть и такие, которые посмотреть даже полезно, если ребёнок уже достиг определённого возраста и родители заботливо объяснят ему смысл просмотренного контента.