Воображение относится к высшим психическим функциям. Именно благодаря развитому воображению человек способен создавать что-то новое, творить. Вопреки мнению некоторых психологов, считающих воображение врожденной и снижаемой с годами функцией, сегодня доказано, что фантазию можно и нужно тренировать.
Елена Павловна Супрунова, заместитель заведующего по ВНР детского сада #40 г. Москвы, отмечает важность воображения для умственного развития ребёнка:
Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком. В то же время вображение ребенка должно рассматриваться с точки зрения его продуктивности, т.е. не просто как процесс свободного фантазирования, а как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.). В старшем дошкольном возрасте при развитом воображении замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.
Помимо этого, Елена Павловна подчёркивает влияние игр, развивающих воображение, на эмоциональное состояние ребёнка:
Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъём.
Великий русский учитель и психолог, основатель современной педагогики, писал о значении развития воображения так:
Воображение ребёнка беднее, слабее и однообразнее, чем у взрослого человека. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм на развитие воображения, тем больше развивается умение фантазировать.
Игры на развитие воображения у детей 1–3 года
Для малышей 1–3 лет подойдут стихи с движениями. Они не только развивают воображение, но также активизируют речь и положительно сказываются на памяти малыша.
Замычит корова «Му-у-у»! (ребёнок имитирует мычание коровы). Любят все они траву (ребёнок говорит «Ам-ам-ам»). Кошка умывается (ребёнок проводит ладошкой по своему лицу, «умываясь»). А свинья в грязи купается! Плюх-плюх-плюх! (Малыш хлопает ручками себе по коленкам). «Ав-ав-ав» собака лает (ребёнок повторяет «Ав-ав-ав»), Двор хозяйский охраняет (ребёнок грозит пальчиком и говорит «Но-но-но»).
Имитация поведения животных развивает воображение и память
Мы в лес пошли (ребёнок шагает на месте), Там волка нашли. Волк завыл (ребёнок говорит «У-у-у», имитируя волчий вой), Стало тихо в лесу (Малыш прижимает палец к губам и говорит « Т-с-с»).
Также в этом возрасте можно проигрывать несложные ролевые сценки:
Взрослый (держит в руках игрушечную собачку).
— Гав-гав!
— Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол:
«Дай, собачка, Пете лапу».
Ребенок берет собачку за лапку.
Взрослый. А теперь покорми ее.
Собачке приносят миску с воображаемой едой. Она «ест» суп и «лает»: «Гав-гав!»
Взрослый. Это собачка говорит тебе «спасибо».
Воронята крепко спят (дети сидят на стульях с закрытыми глазами),
Все по гнездышкам сидят.
А проснутся на заре —
Будут каркать во дворе.
(«Воронята» просыпаются, «машут крыльями», кричат «кар- кар-кар», затем «летают» (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-«крыльями»).
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
(Взрослый выходит на середину комнаты и «сыплет» из чашки воображаемые крошки).
Воронята прилетали, (Всю фразу — 2 раза.)
Все до крошки поклевали.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук — (Всю фразу — 2 раза.)
Клювами стучали.
(Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками об пол).
Ассоциирование себя с каким-либо животным развивает воображение и образное мышление
Моей дочке 1,5 года. Каждый день на прогулке мы повторяем с ней стихотворения «Замычит корова» и «Мы в лес пошли». Ребёнок испытывает огромное удовольствие, когда в нужном месте кричит «Му-у» как корова или «У-у-у» как волк. И когда в книге видит изображения этих животных, она вспоминает стихотворение и сопоставляет с картинкой. Показывает, как волк, изображённый в сидячем положении, бежит на холм, задирает голову и воет. Этому никто её не учил, это и есть воображение — в свои 1,5 года она смогла придумать целую маленькую историю. Я горжусь своей дочкой и готовлюсь переходить к следующим занятиям, для детей постарше. Ведь «программу» для 1–3 лет она уже освоила.
Игры на воображение для дошкольников 4–7 лет
Для дошкольного возраста полезными будут игры с постановкой задания. Они развивают воображение и мышление:
Игра «изобретатель».
Малышу предлагается несколько вопросов, за 15 минут ему необходимо по каждому из них придумать свое изобретение. — Придумать несуществующий прибор, нужный маме или папе в хозяйстве;
— Нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее имя;
— Придумать действие, которое поможет всем людям стать счастливыми.
Создание несуществующего животного развивает творчество и мышление
«Представь». Игра начинается с фразы «Представь, что… Что бы тогда было?». Задать ребёнку несколько таких «представь» и спросить, что, по его мнению, «тогда будет». Темы могут касаться как человека и его внешних и внутренних черт, так и природы, животных, быта. Примеры тем:
… начался дождь из конфет?
… сто дней подряд шёл дождь?
… в кране завелись крокодилы?
… по облакам можно было пройтись пешком?
… люди могли летать?
… медведи переехали жить в гнезда на деревья?
… на кустах росли бублики?
… по морю плавали тыквы?
… дома были построены из ваты?
… ложки слеплены из мармелада?
Игра «Для чего я хорош?» Развивает воображение, фантазию, творческое мышление. Положите перед ребёнком несколько бытовых предметов (к примеру, вилку, кружку, деревянную лопатку и так далее), предложите выбрать один из них и придумать все возможные способы, где он может пригодиться.
Игры на воображение для младших школьников 7–10 лет
Игры на творческое мышление и развитие целостного восприятия:
«Приключения волшебной кляксы». Нанесите на чистый альбомный лист большую каплю краски или несколько капель разного цвета. Затем согните лист пополам и проведите по нему руками. Разверните и попробуйте с ребёнком угадать, что получилось, на что похожа клякса. Дорисуйте.
Волшебная клякса легко превращается в знакомое животное или птицу
«В гости к первобытному племени». Рассказать ребёнку о том, что он попал на дикий остров и там встретил племя аборигенов. И так как у этих людей нет своего языка, предложить малышу придумать его. Нужно создать несколько слов. Для создания языка дать в распоряжение ребёнка буквы: М, Н, О, Ф, И, У, Т, К, Ы, Л, Е, Ш, В, Э, Г, А, Д, Я.
С помощью этих букв нужно «перевести» следующие слова: Привет, Пока, Имя, Я, Ты, Твой, Радость, Путешествие, Ехать, Много Дарить, Подарки, Гости. Как только слова придуманы, можно начинать диалог с дикарями. Сначала ребёнок должен сказать им приветствие таким образом: «Привет! Я Дима (имя ребёнка)». Затем рассказать о себе:
«Я много путешествовал. Я рад тебе. Я дарю тебе подарок. Ты приезжай ко мне в гости».
Далее малыш может придумать любую другую фразу, которую он бы хотел « сказать туземцам». Если слов не хватает, можно создать новые — главное, использовать только данные буквы.
В конце «беседы» ребёнка обязательно нужно похвалить за труды:
– Молодец! Теперь ты сможешь найти общий язык с любыми туземцами!
Игра поможет наладить контакт с любыми туземцами, а заодно улучшить воображение
Игра в вопросы. Напишите на бумаге пары слов:
КУКЛА — МОРОЖЕНОЕ
СОРОКА — ВЕЛОСИПЕД
СПИЧКА — МОРЕ
ПОМИДОР — ТОПОР
ТРАМВАЙ — БАБУШКА
ПОДУШКА — ЖЕЛЕЗО. Предложите малышу сформировать из них вопрос. Например, пара «крот — книга». «Крот нашёл книгу. Как он будет ее читать?»
Непривычные сочетания развивают у ребёнка творчество и нестандартное мышление
Таким образом, воображение можно и нужно тренировать. Такие особые игры не только усиливают умственные и эмоциональные способности ребёнка, но и укрепляют его связь с родителем. Ведь для малыша это в первую очередь общение с любящими и любимыми. А это отличный старт для становления развитой и цельной личности.