Show
Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы


Горячие статьи

Babyzzz Родителям Разное о детях Игры, которые развивают фантазию и воображение у ребёнка

Воображение — уникальная черта, присущая только человеку. Зачем и какими играми можно тренировать воображение, рассмотрим подробнее.

Для чего нужно развивать воображение

Воображение относится к высшим психическим функциям. Именно благодаря развитому воображению человек способен создавать что-то новое, творить. Вопреки мнению некоторых психологов, считающих воображение врожденной и снижаемой с годами функцией, сегодня доказано, что фантазию можно и нужно тренировать.

Елена Павловна Супрунова, заместитель заведующего по ВНР детского сада #40 г. Москвы, отмечает важность воображения для умственного развития ребёнка:

Воображение дает начало способности к открытиям, помогает находить новые способы решения задач и проблем, возникающих перед ребенком. В то же время вображение ребенка должно рассматриваться с точки зрения его продуктивности, т.е. не просто как процесс свободного фантазирования, а как особая форма активности, направляемая самим ребенком на создание некоторого продукта (им может быть рисунок, сочиненная сказка, сюжет игры и т.п.). В старшем дошкольном возрасте при развитом воображении замысел предвосхищает исполнение, воображение переходит во внутренний план.

Е.П. Супрунова, зам.заведующей детского сада #40 г. Москвы

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618852/

Помимо этого, Елена Павловна подчёркивает влияние игр, развивающих воображение, на эмоциональное состояние ребёнка:

Нельзя не отметить влияние воображения на эмоциональную сторону развития ребенка. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъём.

Е.П. Супрунова, заместитель заведующего по ВНР д/с #40 г. Москвы

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618852/

Великий русский учитель и психолог, основатель современной педагогики, писал о значении развития воображения так:

Воображение ребёнка беднее, слабее и однообразнее, чем у взрослого человека. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм на развитие воображения, тем больше развивается умение фантазировать.

К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России

https://mama.ru/articles/voobrazhenie/

Игры на развитие воображения у детей 1–3 года

Для малышей 1–3 лет подойдут стихи с движениями. Они не только развивают воображение, но также активизируют речь и положительно сказываются на памяти малыша.

  • Замычит корова «Му-у-у»! (ребёнок имитирует мычание коровы). Любят все они траву (ребёнок говорит «Ам-ам-ам»). Кошка умывается (ребёнок проводит ладошкой по своему лицу, «умываясь»). А свинья в грязи купается! Плюх-плюх-плюх! (Малыш хлопает ручками себе по коленкам). «Ав-ав-ав» собака лает (ребёнок повторяет «Ав-ав-ав»), Двор хозяйский охраняет (ребёнок грозит пальчиком и говорит «Но-но-но»).
    Кот умывается

    Имитация поведения животных развивает воображение и память

  • Мы в лес пошли (ребёнок шагает на месте), Там волка нашли. Волк завыл (ребёнок говорит «У-у-у», имитируя волчий вой), Стало тихо в лесу (Малыш прижимает палец к губам и говорит « Т-с-с»).

Также в этом возрасте можно проигрывать несложные ролевые сценки:

  • Взрослый (держит в руках игрушечную собачку).

    — Гав-гав!

    — Кто там?

    Это песик в гости к нам.

    Я собачку ставлю на пол:

    «Дай, собачка, Пете лапу».

    Ребенок берет собачку за лапку.

    Взрослый. А теперь покорми ее.

    Собачке приносят миску с воображаемой едой. Она «ест» суп и «лает»: «Гав-гав!»

    Взрослый. Это собачка говорит тебе «спасибо».

  • Воронята крепко спят (дети сидят на стульях с закрытыми глазами),

    Все по гнездышкам сидят.

    А проснутся на заре —

    Будут каркать во дворе.

    («Воронята» просыпаются, «машут крыльями», кричат «кар- кар-кар», затем «летают» (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-«крыльями»).

    Вышла тетя на дорожку,

    Воронятам сыплет крошки.

    (Взрослый выходит на середину комнаты и «сыплет» из чашки воображаемые крошки).

    Воронята прилетали, (Всю фразу — 2 раза.)

    Все до крошки поклевали.

    Тук-тук-тук, тук-тук-тук — (Всю фразу — 2 раза.)

    Клювами стучали.

    (Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками об пол).

    Ребёнок поднял руки вверх

    Ассоциирование себя с каким-либо животным развивает воображение и образное мышление

Моей дочке 1,5 года. Каждый день на прогулке мы повторяем с ней стихотворения «Замычит корова» и «Мы в лес пошли». Ребёнок испытывает огромное удовольствие, когда в нужном месте кричит «Му-у» как корова или «У-у-у» как волк. И когда в книге видит изображения этих животных, она вспоминает стихотворение и сопоставляет с картинкой. Показывает, как волк, изображённый в сидячем положении, бежит на холм, задирает голову и воет. Этому никто её не учил, это и есть воображение — в свои 1,5 года она смогла придумать целую маленькую историю. Я горжусь своей дочкой и готовлюсь переходить к следующим занятиям, для детей постарше. Ведь «программу» для 1–3 лет она уже освоила.

Игры на воображение для дошкольников 4–7 лет

Для дошкольного возраста полезными будут игры с постановкой задания. Они развивают воображение и мышление:

  • Игра «изобретатель».

    Малышу предлагается несколько вопросов, за 15 минут ему необходимо по каждому из них придумать свое изобретение. — Придумать несуществующий прибор, нужный маме или папе в хозяйстве;

    — Нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее имя;

    — Придумать действие, которое поможет всем людям стать счастливыми.

    Несуществующее животное

    Создание несуществующего животного развивает творчество и мышление

  • «Представь». Игра начинается с фразы «Представь, что… Что бы тогда было?». Задать ребёнку несколько таких «представь» и спросить, что, по его мнению, «тогда будет». Темы могут касаться как человека и его внешних и внутренних черт, так и природы, животных, быта. Примеры тем:

    … начался дождь из конфет?

    … сто дней подряд шёл дождь?

    … в кране завелись крокодилы?

    … по облакам можно было пройтись пешком?

    … люди могли летать?

    … медведи переехали жить в гнезда на деревья?

    … на кустах росли бублики?

    … по морю плавали тыквы?

    … дома были построены из ваты?

    … ложки слеплены из мармелада?

  • Игра «Для чего я хорош?» Развивает воображение, фантазию, творческое мышление. Положите перед ребёнком несколько бытовых предметов (к примеру, вилку, кружку, деревянную лопатку и так далее), предложите выбрать один из них и придумать все возможные способы, где он может пригодиться.

Игры на воображение для младших школьников 7–10 лет

Игры на творческое мышление и развитие целостного восприятия:

  1. «Приключения волшебной кляксы». Нанесите на чистый альбомный лист большую каплю краски или несколько капель разного цвета. Затем согните лист пополам и проведите по нему руками. Разверните и попробуйте с ребёнком угадать, что получилось, на что похожа клякса. Дорисуйте.
    Кляксы

    Волшебная клякса легко превращается в знакомое животное или птицу

  2. «В гости к первобытному племени». Рассказать ребёнку о том, что он попал на дикий остров и там встретил племя аборигенов. И так как у этих людей нет своего языка, предложить малышу придумать его. Нужно создать несколько слов. Для создания языка дать в распоряжение ребёнка буквы: М, Н, О, Ф, И, У, Т, К, Ы, Л, Е, Ш, В, Э, Г, А, Д, Я.

    С помощью этих букв нужно «перевести» следующие слова: Привет, Пока, Имя, Я, Ты, Твой, Радость, Путешествие, Ехать, Много Дарить, Подарки, Гости. Как только слова придуманы, можно начинать диалог с дикарями. Сначала ребёнок должен сказать им приветствие таким образом: «Привет! Я Дима (имя ребёнка)». Затем рассказать о себе:

    «Я много путешествовал. Я рад тебе. Я дарю тебе подарок. Ты приезжай ко мне в гости».

    Далее малыш может придумать любую другую фразу, которую он бы хотел « сказать туземцам». Если слов не хватает, можно создать новые — главное, использовать только данные буквы.

    В конце «беседы» ребёнка обязательно нужно похвалить за труды:

    – Молодец! Теперь ты сможешь найти общий язык с любыми туземцами!

    Туземцы на острове

    Игра поможет наладить контакт с любыми туземцами, а заодно улучшить воображение

  3. Игра в вопросы. Напишите на бумаге пары слов:

    КУКЛА — МОРОЖЕНОЕ

    СОРОКА — ВЕЛОСИПЕД

    СПИЧКА — МОРЕ

    ПОМИДОР — ТОПОР

    ТРАМВАЙ — БАБУШКА

    ПОДУШКА — ЖЕЛЕЗО. Предложите малышу сформировать из них вопрос. Например, пара «крот — книга». «Крот нашёл книгу. Как он будет ее читать?»

    Крот в кровати читает книгу

    Непривычные сочетания развивают у ребёнка творчество и нестандартное мышление

Таким образом, воображение можно и нужно тренировать. Такие особые игры не только усиливают умственные и эмоциональные способности ребёнка, но и укрепляют его связь с родителем. Ведь для малыша это в первую очередь общение с любящими и любимыми. А это отличный старт для становления развитой и цельной личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?