Show
Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы


Горячие статьи

Babyzzz Родителям Разное о детях Настольные игры для развития мышления — учим ребёнка мыслить шире

Благодаря мышлению человек способен принимать решения как в обыденных, так и непривычных ситуациях. Тот, кто имеет развитое мышление (а говоря проще — смекалку), имеет больше шансов достичь успеха в жизни. В этой статье мы подобрали для вас игры, которые помогут развить полезные и важные навыки у вашего ребёнка.

Настольные игры на развитие мышления для малышей

С малышами трёх — четырёх лет уже можно использовать игры на развитие мышления. Выберите время, когда малыш настроен на игру, находится в хорошем расположении духа, а затем заинтересуйте сюжетом игры, доходчиво объясните правила. Если ребёнок не проявляет интереса, не настаивайте, пробуйте в другой раз.

Смекалка развивается у того ребёнка, родители которого часто интересуются его мнением, спрашивают, почему он не согласен в той или иной ситуации. Фразами «Помолчи!», «Не спорь», «Делай, как я сказала» мы тормозим его развитие, а отвечая на бесконечные «почему», стимулируя принимать самостоятельные решения, делать выбор, развиваем.

Мышление детей до четырёх лет носит наглядно-действенный характер, то есть им для того, чтобы понять окружающую действительность, необходимо её увидеть в действии, пощупать, поэтому и игры для этого возраста носят конкретный характер, предполагают действия с определёнными предметами (а не символами, образами, обозначающими их).

Малыши и папа раскладывают фигуры

Игры с малышами должны носить конкретный характер, так как в этом возрасте дети ещё не умеют мыслить образно и абстрактно

В продаже имеются готовые настольно-печатные игры для развития мышления. Это могут быть:

  • пазлы, состоящие из крупных деталей (деталей должно быть не больше шести);
  • игры-вкладыши, в которых нужно поместить деталь на подходящее ей место (это могут быть геометрические фигуры или иные формы);
  • домино, на которых вместо точек на костях красочные картинки;
  • лото с доступными для этого возраста сюжетами (овощи, фрукты, животные, цвета, одежда и т.п.);
  • игры на классификацию, выделение предметов по общим признакам («Чей малыш?», «Четвёртый лишний», «Кто в домике живёт». «Что больше?», «Найди пару» и т. п.).

Настольные игры для развития мышления можно изготовить и самостоятельно.

«Найди и покажи»

Для игры понадобятся красивые большие картинки с понятным для ребёнка сюжетом и знакомыми объектами на них.

Опишите какой-нибудь объект на картинке, не называя его, и спросите у ребёнка, о чём речь. Например: «Жёлтое, яркое, всем светит и всех согревает. Что это?» Мальчик или девочка должны показать этот предмет на картинке и назвать его.

Малыш рядом с плюшевым мишкой смотрит книгу

Чаще просите ребёнка показать что-нибудь или найти

«Где же шарик»

Возьмите несколько непрозрачных стаканчиков, поставьте их перед ребёнком, перевернув вверх дном. Положите под один из них небольшой шарик (или иной маленький предмет). Передвиньте стаканчики, поменяйте местами, не приподнимая их. Спросите у малыша: «А где же шарик?» Ребёнок должен догадаться, под какой ёмкостью находится искомый предмет.

«Большой и маленький»

Распечатайте или нарисуйте для малыша понятные ему изображения предметов (4–8 будет достаточно) в двух экземплярах — один меньше, второй больше (маленькая ёлочка и большая ёлочка, маленькое яблоко и большое яблоко). Вырежьте их и перемешайте, разложите лицевой стороной вверх. Попросите ребёнка подобрать каждому маленькому предмету пару.

Если с заданием малыш справляется легко, можно задачу усложнить. Подготовить не по два экземпляра, а по несколько (4–5) изображений предметов, значительно отличающихся по размеру. Предложите ребёнку разложить их от меньшего к большему, а позже научите складывать от большего к меньшему.

«Найди половинку»

Разрежьте карточки с изображением знакомых ребёнку предметов на 2–3 части. Попросите ребёнка сложить картинки.

Пазл с изображением лошадки

Пазлы для самых маленьких должны содержать минимум деталей, быть крупными и иметь понятный, простой сюжет

«Подбери картинку»

Возьмите лист цветного картона. Нарисуйте с обратной стороны на нём фигуры (круг, квадрат, треугольник, сердечко и другие, самые простые), аккуратно вырежьте их. Положите перед ребёнком лист картона и эти вырезанные фигурки и попросите найти для каждой подходящее место.

Настольные игры на развитие мышления для детей 5–7 лет

В старшем дошкольном возрасте мышление ребёнка становится наглядно-образным, то есть он уже может рассуждать о том, что не видит в данный момент, активно используя накопленные ранее опыт и знания. Настольные игры на развитие мышления в этом возрасте направлены на дальнейшее развитие таких навыков, как умение делать логические выводы, сравнивать предметы, группировать их по общим признакам и находить отличия, а также придумывать рассказы на заданные темы и по картинкам. Ребёнок активно познаёт мир, учится читать, считать и писать, а потому тематика игровых занятий значительно расширяется.

Для развития мышления детей учите их разгадывать загадки, ребусы и головоломки. На вопросы будущего школьника, когда это уместно, отвечайте: «А ты сам как думаешь?»

Мама разговаривает с дочкой

Чаще разговаривайте с ребёнком, не спешите давать ответы на его вопросы, пусть размышляет сам

Настольные игры, которые развивают мышление, могут быть следующие:

  • пазлы, но уже с более замысловатыми сюжетами (например, из мультфильмов или знакомых ребёнку сказок) и большим количеством деталей;
  • домино, но уже с точками, которые необходимо считать;
  • мозаика;
  • конструкторы;
  • лото («Азбука», «Весёлый счёт», «Что где растет?», «Кто где живет?», «Едет, плавает, летает»);
  • игры-ходилки (они помимо формирования причинно-следственных связей тренируют навыки счёта);
  • шашки;
  • змейка Рубика, из которой можно складывать самолётики, птиц, танки и т. п.;
  • игры на бумаге («Крестики-нолики», «Цветик-восьмицветик», «Дорисовки», «Точки»);
  • игры-лабиринты;
  • игры с карточками («Доагл», «Мемори»);
  • стратегические игры («Весёлая ферма», «Коридор»);
  • игры на классификацию, выделение предметов по общим признакам («Круглый год», «Мой день», «Что лишнее»).
Настольные игры

В продаже имеется большое количество настольных игр на развитие мышления для детей разного возраста

Необязательно покупать готовые игры, можно сделать их своими руками.

«Угадай, что это»

Для игры приготовьте карточки с изображениями известных ребёнку предметов и лист обычной бумаги размером с картинки.

Закройте чистым листом одну из картинок (чтобы ребёнок не видел, какую) и предложите дошкольнику догадаться, что на ней изображено, открыв только её часть. Если мальчик или девочка не может догадаться, откройте изображение ещё больше. Приоткрывайте картинку до тех пор, пока не получите нужный ответ.

«Остров»

Эта игра — упрощённая версия известной забавы «Морской бой». В ней также участвуют два человека.

Каждый игрок рисует на чистом листе бумаги («карте») квадрат («таинственный остров») — по шесть клеток в длину и ширину. Участники прячут на этом «острове» свои «сокровища в сундуках». «Сокровища» — прямоугольники из двух клеток (по 5 штук у каждого участника). Рядом со своим «островом» игроки рисуют «остров» соперника, на котором будут отмечать угаданное ими месторасположение «сундуков» второго участника. У каждого квадрата слева сверху вниз написаны цифры от 1 до 6, а сверху — слева направо — буквы от А до Е. Игроки не должны видеть «карту острова» своего соперника.

Игроки по очереди называют координаты (Б5, В2 и т. п.), пытаясь угадать, где у соперника спрятаны сокровища, и помечая ответы для себя на втором квадрате на своём листе. Например, если первый участник сказал «А6», а второй ответил, что там ничего нет, они ставят на соответствующей клетке точку, которая будет обозначать, что эти координаты называть больше не нужно. Если же игрок угадал месторасположение «сокровища», он закрашивает эту клетку на той карте, где помечает информацию о противнике. Задача игры: как можно скорее обнаружить все «сокровища» на «острове» соперника.

Нарисованный квадрат для игры «Остров»

Приблизительно вот так должен выглядеть «остров сокровищ» у каждого участника игры

«Товарный поезд»

Для игры приготовьте карточки разной тематики (посуда, овощи, мебель, животные).

Предложите ребёнку поиграть в поезд, который везёт предметы определённой категории (посуду). Пусть берёт карточки — «вагончики», из которых будет состоять состав.

В игре может участвовать несколько человек. Их задача — как можно быстрее «сформировать груз» для своего состава (кто-то везёт мебель, кто-то перевозит фрукты и т. д.). В этом случае карточек по каждой категории должно быть одинаковое количество.

«Квадраты»

Для игры понадобятся шахматная доска и 64 цветные карточки (по размеру клеток на шахматной доске), одна сторона которых должна быть синей, другая — красной.

Двое участников делят между собой поровну карточки и договариваются, у кого какого цвета они будут.

Затем поочерёдно выкладывают карточки на доску «своей» стороной. Как только какая-нибудь карточка оказывается между двух другого цвета, она переворачивается обратной стороной. «Словить» соперника можно как по вертикали и горизонтали, так и по диагонали. Выигрывает тот, кто быстрее превратит карточки соперника в свои.

Шахматная доска

Шахматную доску можно нарисовать на бумаге

Настольные игры на развитие мышления для младших школьников

С началом обучения в школе мышление становится словесно-логическим, теперь дети способны мыслить понятиями, он приобщаются к научным знаниям, могут мыслить в уме, без опоры на практический опыт и наглядность. Соответственно и диапазон игр для этого возраста значительно расширяется. Настольные игры на развитие мышления в этом возрасте направлены на то, чтобы научить ребёнка строить гипотезы, рассуждать, делать умозаключения. На этом этапе дети уже умеют самостоятельно организовать игру со сверстниками.

Настольные игры, предполагающие участие нескольких игроков, учат ребят спокойно относиться к победам и поражениям, быть стрессоустойчивыми. Ошибки в игре подталкивают к самоанализу, стимулируют работу мозга.

Мальчик и девочка играют в шахматы

Игры парами и в команде учат ребёнка стремиться к победе, но легко относиться и к поражениям

В этом возрасте актуальны такие настольные игры для развития мышления:

  • шахматы;
  • шашки;
  • домино;
  • механические головоломки (кубик Рубика, «змейка»);
  • пазлы с большим количеством деталей;
  • конструкторы («Лего», металлические конструкторы, «SMART тачка» и др.);
  • игры-головоломки («Шоколадный набор», «Цветовой код», «Ноев ковчег», «Катамино», «Танграм»);
  • стратегические игры («Пираты Прятки», «Час пик, или Парковка», «Шакал»);
  • игры-ходилки и лабиринты;
  • игры на бумаге («Морской бой», «Точки», «Крестики-нолики»).
Члены семьи играют в настольную игру

В настольные игры можно играть всей семьёй

«Кто больше»

Взрослый показывает изображение предмета, а дети по очереди называют признаки предмета (отвечают на вопрос: «Какой он?»). Проигрывает тот, кто последним не смог придумать подходящее слово.

«Придумай причину»

Для игры следует заранее подготовить карточки, на обратной стороне которых будут описаны разные ситуации: «Рано утром ваша подушка оказалась на столе, а не под головой», «У вас в портфеле откуда-то появился бутерброд» и т. п. Дети по очереди тянут карточки и придумывают причину произошедшего.

«Фантазии»

Для игры также понадобятся карточки, но на них будут описаны необычные ситуации: «Что будет, если человеку удлинить нос?», «А что было бы, если бы руки у нас были короче? и т. п. Ребята должны придумать как можно больше гипотез: «Для коротких рук пришлось бы выше пришивать карманы в куртке», «Длинный нос будет мешать соседу па парте», «Зато чтобы понюхать цветы, не нужно будет к ним низко наклоняться» и прочее.

«Полезные предметы»

В этой игре на карточках пишут названия разных предметов. Дети, вытягивая такую карточку, должны придумать альтернативные способы полезного применения предмета, кроме традиционного: «Книгу можно не только читать, но использовать как подставку», «Линейкой можно не только мерить длину предметов, но и доставать из-под дивана или шкафа закатившиеся туда мелочи».

Дети играют с карточками

Во время совместной игры дети не только учатся мыслить, но и развивают коммуникативные способности

«Понятия по порядку»

Раздайте ребятам комплект карточек, в котором нужно будет расположить эти карточки по понятиям от более частного к более общему. Это могут быть такие варианты:

  • собака, животное, пудель;
  • смородина, растение, ягода;
  • ящик, комод, мебель;
  • помидор, растение, овощ;
  • грифель, карандаш, канцелярские принадлежности;
  • дождь, капля, природное явление.

«Поставь правильно»

В игре может участвовать как один ребёнок, так и группа детей. Раздайте им какие-нибудь небольшие фишки, символические кружки (звёздочки, колокольчики из бумаги). Далее поставьте на середину стола одну из фишек и далее попросите ребёнка положить другую фишку сверху (слева, справа, снизу) от неё. Если участников несколько, то команды давайте по очереди. Дети должны правильно расставлять свои фишки, при этом у них будет развиваться пространственное мышление. Ведущий может заранее задумать какую-нибудь фигуру, которая образуется в результате правильно расставленных ребятами фишек (домик, цветок, грибок и т. д.).

«Муха»

Для участия в игре требуется два игрока и один судья. Судья на листе бумаги рисует квадрат из девяти клеток в ширину и девяти в длину. Игроки представляют в уме эти квадраты. Судья на бумаге отмечает, а участники мысленно воображают, что в крайнем левом углу находится муха. Игроки по очереди «перемещают» муху на разные квадраты, проговаривая команды вслух (влево, вправо, вниз, вверх), а судья отмечает «траекторию её полёта» на бумаге, но так, чтобы двое других участников этого не видели. В любой момент судья останавливает игроков и спрашивает, в каком квадрате муха. Победитель тот, кто называет правильное её месторасположение («в третьем квадрате слева», «в крайнем правом углу» и т. д.).

Квадрат с мухой

Участники игры представляют полёт мухи в уме, а судья фиксирует на бумаге

Настольные игры на развитие мышления для детей среднего и старшего школьного возраста

У детей среднего школьного возраста начинает формироваться критическое рефлексирующее мышление. Подростки учатся анализу и самоанализу. Настольные игры в этом возрасте помогают развитию логического, критического и творческого мышления, необходимых для адекватного восприятия информации из окружающего мира и её переосмысления.

На первое место выходят игры не со взрослым, а со сверстниками, игры в компании. Но несмотря на относительную самостоятельность девочек и мальчиков этого возраста они по-прежнему нуждаются в опоре и поддержке родителя. Только в таких условиях их мышление достигнет высокого уровня развития.

Папа и сын

Для гармоничного развития ребёнка в любом возрасте важны поддержка и внимание близких

Актуальны в этом возрасте:

  • шашки, шахматы, домино,
  • конструкторы и пазлы с большим количеством деталей;
  • игры на бумаге («Морской бой», «Точки»);
  • игры-стратегии («Шакал», «Остров сокровищ», «Улей Карбон», «Монополия»);
  • игры-викторины;
  • упражнения на составление слов из определённого набора букв («Scrabble», «Эрудит»);
  • игры-головоломки («Пираты. Прятки», «Руммикуб», «Кверкл», );
  • сюжетные игры («Данетки. Юный детектив», «100 тысяч лет до нашей эры», «Римская империя», «Ван Хельсинг», «Гномы»);
  • игры-путешествия («80 дней вокруг света», «Камелот», «Путешествие по Европе»).

При отсутствии готовой настольной игры её можно легко организовать самим.

«Древо Мудрости»

Для игры понадобится небольшой текст, напечатанный на бумаге, чистые листики бумаги, скрепки и ручки по количеству игроков.

Один из участников зачитывает текст. Затем все на листах бумаги пишут вопросы, придуманные для уточнения деталей в этом тексте (вопросы должны быть трудные). Записки складываются, перемешиваются и крепятся скрепкой к какому-нибудь предмету («дереву»). Игроки по очереди отрывают от «дерева» «листочки» и придумывают оригинальные ответы на вопросы.

Цветные листочки

Листочки бумаги можно прикрепить с помощью скрепок или прищепок к одежде одного из участников, а с помощью магнитиков или кнопок к доске

«Обобщаем»

Для игры заранее подготовьте карточки, на которых могут быть написаны, к примеру, следующие слова:

  • биология;
  • река;
  • существительное;
  • дробь;
  • рассказ;
  • христианство;
  • кустарник;
  • пылесос;
  • поэт;
  • строитель.

Переверните карточки надписями вниз. Участники игры по одной вытягивают карточку и придумывают для каждого слова более общее и более частное понятие (поэт — Лермонтов, творческий человек; христианство — православие, религия и т. п.).

«Ходом шахматного коня»

В игру можно играть как одному, так и с товарищами.

Начертите на бумаге в клетку квадрат 10Х10. Начните нумеровать клетки, начиная с любой, двигаясь ходом шахматного коня. Задача состоит в том, чтобы пронумеровать все клетки, не оказавшись в одной и той же дважды.

Если задействовано несколько человек, то каждый рисует себе такое игровое поле и победившим считается тот, кто первым справился с задачей.

Изображение шахматного хода коня

Траектория движения шахматного коня напоминает букву «Г»

«Придумай рассказ»

Для игры понадобятся карточки с изображениями различных предметов и явлений.

Карточки следует перемешать и перевернуть обратной стороной. Участники игры вытягивают по очереди карточку и придумывают предложение, в котором упоминается то, что изображено на ней. Причём каждое новое предложение должно быть по смыслу связано с предыдущим, чтобы в итоге получился рассказ.

Подростки играют в настольную игру

Настольные игры помогут внести в жизнь школьника разнообразие и веселье

Развитое мышление необходимо для успешного обучения ребёнка в школе и его социализации. Специальные игры научат детей думать масштабнее, проявлять смекалку как в обыденных ситуациях, так и нестандартных, при этом оставаясь увлекательным и интересным времяпрепровождением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?