Любая организация, созданная человеком, неизбежно имеет свои плюсы и минусы. Сегодня оценим положительные и отрицательные аспекты посещения ребёнком детского сада, чтобы родителям было легче подготовиться к новому этапу в жизни малыша.
Каждому родителю рано или поздно приходится решать вопрос о посещении ребёнком детского сада. Критерии выбора дошкольного учреждения зависят от многих параметров:
благосостояния семьи;
собственного опыта;
личных предпочтений и т. д.
Сегодня для мам и пап существует альтернатива муниципальному детскому саду в виде коммерческих организаций.
Иногда родителям непросто определиться с видом детского сада. Необходимо изучить много информации, почитать соответствующие форумы, поговорить с опытными людьми. Поскольку бо́льшая часть российских детей посещает муниципальные учреждения, рассмотрим их плюсы и минусы.
Важно учитывать, что положительные и отрицательные тезисы будут носить относительный характер, поскольку одно и то же положение для каждого человека может восприниматься по-разному.
Плюсы посещения детского сада
Несмотря на некоторые категорические высказывания против муниципальных детских садов, не замечать в нём плюсов как минимум некорректно. Они есть, и их немало.
Доступная цена
В условиях длительного экономического кризиса семьям приходится тщательно следить за расходами. В отличие от других организаций, муниципальный детский сад имеет самую низкую оплату за месяц. В зависимости от региона стоимость колеблется от 1500 до 4000 рублей. Кроме того, льготным категориям граждан (многодетным, малообеспеченным и др.) предоставляются хорошие скидки.
Родители платят процент от стоимости содержания ребёнка в детском саду, он может быть различным в регионах, но не должен превышать 20%
Близость к дому
В каждом городе количество муниципальных детских садов значительно превышает коммерческие. Уже с 3 месяцев от рождения малыша родители могут встать в очередь, выбрав при этом до 5 ближайших к дому учреждений. Преодоление утром и вечером небольших расстояний при доставке детей в сад и обратно сохранит время, нервы и настроение всем участникам процесса.
Расположение детского сада рядом с домом, особенно в мегаполисе, имеет решающее значение как для родителей, так и для детей
Социализация
В условиях детского коллектива ребёнок вовлекается во множество социальных связей со сверстниками и взрослыми. Малыш приобретает бесценный опыт личных, бытовых, общественных взаимодействий. Он учится:
Все эти навыки очень важны и помогут ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к школе, вузу, работе.
Взаимоотношения детей в группе детского сада никогда не сравнятся с общением дома, в гостях или на детской площадке, поскольку в саду ребёнок вовлекается в многообразие вариантов ситуаций
Режим дня
Дома ребёнку достаточно сложно соблюдать режим. А ведь он ему очень пригодится в дальнейшей жизни. К тому же правильный распорядок дня положительно сказывается на здоровье и самочувствии, позволяет правильно распределить силы, экономит энергию.
Подготовка к школе
Муниципальный детский сад — это образовательное учреждение, соответствующее государственным стандартам. Каждая дошкольная организация работает по программе, которая готовит ребёнка к школе. Обучение грамоте, математике, развитию речи, лепке, рисованию дают малышу необходимые знания для 1 класса, поскольку все современные программы начального образования обладают повышенной сложностью.
Помимо знаний, детский сад даёт психологическую готовность к общению со сверстниками и взрослыми.
Система занятий в детском саду помогает всесторонне подготовиться к школе
Всестороннее развитие
Дошкольная образовательная программа рассчитана на гармоничное развитие ребёнка: обучение грамоте и счёту, творчеству, музыке, физической культуре и т. д. В зависимости от детского сада могут быть предоставлены дополнительные занятия (чаще платные) по эстетическому развитию, танцам, посещение бассейна и др.
Образовательная программа детского сада составлена профессионалами согласно возрасту и охватывает все стороны развития полноценной личности
Минусы посещения детского сада
Недостатков в детском саду тоже предостаточно, но их количество зависит от конкретного учреждения, индивидуальных особенностей ребёнка, запросов родителей и других параметров.
Сложности с адаптацией
По статистике, адаптация к детскому саду проходит успешно/неуспешно в соотношении 50/50. Даже в одной семье каждый ребёнок по-разному привыкает к новым условиям. По оценкам педагогов, существуют три степени адаптации:
лёгкая;
средняя;
тяжёлая.
Большинство детей привыкают к детскому саду в среднем за 10–60 дней, что характерно для лёгкой и средней степеней. При тяжёлой адаптации специалисты рекомендуют отложить посещение на некоторое время.
Адаптацию к детскому саду сложно пережить как ребёнку, так и маме
Частая заболеваемость
Как правило, первые 1–2 года посещения сада дети особенно часто болеют ОРВИ и другими инфекциями. Разумеется, родителям не может это нравиться, поскольку иногда малыш больше находится дома, чем в дошкольном учреждении. Но постоянные болезни очень тесно связаны с адаптацией ребёнка: чем тяжелее привыкание, тем чаще инфекции. Помимо этого, влияют и другие факторы:
готовность ребёнка к детскому саду;
профилактические мероприятия;
условия содержания детей;
профессионализм и добросовестность персонала и т. д.
Доктор Комаровский читает, что перенесённые ребёнком инфекционные заболевания играют важную роль в становлении иммунитета.
Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнём с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно.
Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения… Каждое перенесённое ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания.
Принципиально как раз совсем другое — не частота с которой ребёнок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно ни при чём. Иммунитет самого ребёнка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление лёгких, абсолютно не связана с тем, посещает ребёнок детский сад или нет.
Отсутствие индивидуального подхода к ребёнку
Группы муниципального детского сада рассчитаны максимум на 25 человек (по нормам СанПиН), но в действительности в них могут находиться и до 30–32 человек. Очевидно, что в таких условиях и речи нет об индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Обязательную программу обучения проходят все дети одинаково. Распознаванием талантов и дальнейшим их развитием должны заниматься родители.
Обучение в детском саду происходит при помощи коллективного подхода
Вредное влияние других детей
Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей. В каждой существуют свои особенности поведения, и не всегда они положительные. Ребёнок впитывает всё подряд как губка, и вот родители стали замечать, что он дерётся, плюётся, кусается, кричит, ругается матом и т. д. Это всё результат детского общения. Не стоит паниковать, нужно постепенно разъяснять малышу границы хорошего и плохого.
Мне кажется, ребёнок должен пройти хороший детский сад. Там происходит жизнь со всеми плюсами и минусами. Если вы его огораживаете от сада, то дальше что — от школы? А потом? Создавать семейный бизнес? Но для этого просто необходимы развитые социальные навыки, которые дети осваивают в саду и школе.
Жизнь в детском саду не может быть идеальной
Персонал
Проблема персонала в дошкольных учреждениях стоит очень остро. Низкое финансирование и высокая ответственность не позволяют хорошо образованным и опытным педагогам работать в этой сфере. К сожалению, многие детские сады берут на должность воспитателя всех подряд.
Для того чтобы работать с маленькими детьми, уровень образования и культуры педагога должен быть очень высок. Выше, чем у педагогов, работающих со студентами и аспирантами. Потому что ответственности больше. А у нас и во всём мире наоборот. В России была выстроена дорогая система дошкольного образования. А сейчас экономика направлена на то, чтобы за меньшие деньги достичь большего результата. Это сложно.
Воспитатель детского сада несёт огромную ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей
Мнения родителей
Сейчас в садах запрещено на детей повышать даже голос. Слово ребенка закон. В садах так же запрещено докармливать детей, только в яслях, с разрешения родителей. Сейчас в садах отличное, безумно разнообразное 5-тиразовое питание. Меню не повторяется 3 недели, каждый день разное.
Я уволилась из садика полгода назад, работала музруком, сад далеко не последний. Ничего там толком не поменялось. На детей кричат, сквозняки устраивают, полные сумки с кухни выносят. Меню новое вообще кошмар какой-то — у половины детей появился диатез.
Ни в одном кружке, ни на одной площадке ребенок не получит такого опыта социализации, как в саду. А по поводу болячек… Да, в первый год они болеют часто, идет адаптация. Но на следующий у же таких проблем нет. И конечно, максимум зависит от воспитателя.
По своему ребёнку я считаю, что ему сад пошёл только на пользу. Он стал более коммуникабельным и более собранным. Для нас это важно, т.к. есть проблемы с речью. Да, мы занимаемся частно с логопедом. Но садик нам тоже активно помогает решать эту проблему, а в этом году нам повезло ещё и в логопедический сад перейти.
Видео: доктор Комаровский о том, отдавать ли ребёнка в детский сад
Государственный детский сад имеет свои преимущества и недостатки. Но несмотря на негативные стороны, это образовательное учреждение даёт ребёнку бесценный опыт общения в коллективе сверстников и помогает подготовиться к школе.
Здравствуйте! Меня зовут Елена. Мне 41 год. Имею высшее педагогическое образование, специализация - филология. Работала в редакции газеты менеджером-координатором проекта, с широким спектром обязанностей. Активно занимаюсь самообразованием в сфере медицины, психологии, педагогики. Люблю писать. Замужем, воспитываю троих детей.