Цыгане — уникальный народ, не имеющий своего государства и живущий практически по всей планете. Эти люди весьма своеобразны, поэтому на бытовом уровне про них распространились самые разные мифы и стереотипы, как правило, отрицательные. Так, многие уверены, что цыгане так и норовят украсть чужого ребёнка. Некоторые родители так часто пугают своих непослушных детей.
На создание у цыган неприглядного имиджа похитителей детей во многом поработало искусство. Так, писатели и поэты с давних времён использовали данный сюжетный ход в своих произведениях. Яркий пример тому — знаменитый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где главную героиню красавицу Эсмеральду в младенчестве украли у матери. Другие примеры: «Цыганочка» Сервантеса (там также похитили девочку из богатой семьи), «Женитьба Фигаро» (герой аналогично в детстве стал жертвой вероломных цыган). Можно назвать и другие произведения на эту тему, менее известные широкому кругу читателей: «Прекрасная египтянка» А. Харди, «Цыганка» Э. Скриба.
В таких произведения в конце обычно раскрывается тайна героя по отметине на теле или какой-то памятной вещице (как, например, башмачок на шее Эсмеральды).
На создание стереотипа оказал влияние и кинематограф. Многие помнят мексиканскую мелодраму «Есения», где знатная богатая семья отдала цыганам на воспитание незаконнорождённую внучку. Как будто специально девочка уродилась с цыганской внешностью и выросла настоящей красавицей. Спустя много лет обман, естественно, раскрывается, и всё заканчивается хорошо.
Тема цыган-похитителей детей разрабатывалась также в комиксах. Что уж говорить про многочисленные статьи жёлтой прессы.
Логичное объяснение появления чужих детей в таборе
В реальной жизни кражи детей зловещими цыганами отмечаются довольно редко. Чаще всего появление странных малышей в таборе (непохожих на остальных его членов) объясняется другими причинами.
Среди цыган также встречались и встречаются бездетные пары. Но взять на воспитание цыганского малыша им проблематично: если такой ребёнок остаётся сиротой, о нём в любом случае позаботятся родственники, они не дадут пропасть. Поэтому ромалы нередко брали на воспитание ребёнка другой национальности. Раньше это было довольно просто: табор проходил через деревни, и где-то обязательно находился малыш-сирота, который был обузой для чужих людей, или просто «лишний рот» в бедной многодетной семье. Ребёнка охотно отдавали цыганам, причём иногда даже оформлялось официальное усыновление.
К табору могли прибиваться и беспризорные, бродячие дети (то есть по собственному желанию).
Усыновлённый малыш вполне мог бы белокурым и светловолосым, естественно, заметно отличаться от своих новых родителей. Это и порождало мифы о том, что он украден табором. Впоследствии такие внешние признаки могли проявиться в последующих поколениях, и в семье цыган появлялся уже родной ребёнок, не очень то похожий на маму с папой (опять-таки окружающие люди и здесь видели воровство).
Указанное объяснение можно дополнить конкретными примерами. Так, в 1875 г. в российской прессе отмечалась запись о том, что в одной деревне умерла крестьянка, у которой остался маленький ребёнок. Отец днями пьянствовал, не обращая на малыша внимания. Соседи не решались забрать кроху к себе, так хватало своих детей. И когда в деревню пришли цыганки из проезжавшего табора, чтобы погадать, местные бабы рассказали им данную историю. Одна цыганочка стала упрашивать отдать ей ребёнка, поскольку она была бездетна.
Местные жители поразмыслили и отдали малыша с разрешения отца. Он рос в таборе, отличаясь от других цыганят лишь серыми глазками и белокурыми волосами. Когда парень повзрослел, он настолько сроднился со своей средой, что и слышать не хотел о своём русском происхождении.
И действительно, его нельзя было принять за русского: говорил он на своём родном языке ничуть не лучше товарищей; акцент его был чисто цыганский, да и наружностью он мало походил на русского крестьянина. Выражение цыганской удали и бесшабашности оживляло его лицо и положительно отличало его от земляков. Только и осталось в нём русского, что православная вера, и то благодаря тому, что цыгане в России все православные.
Другая реальная история — воспоминания Дмитрия Гасперовича, молодого цыгана из Белоруссии, который записывал историю своей семьи. Парень передаёт рассказ своего деда — тот раскрывает происхождение уже своего дедушки. Во времена царя Николая (очевидно, Николая II) цыганский табор пришёл в смоленскую деревню. В одном из домов цыганка увидела лежащего на печи пьяного человека и младенца, плачущего на столе в раскрытых пелёнках. Хозяин было хотел прогнать женщину, но потом предложил ей забрать ребёнка. Выяснилось, что мать малыша умерла сразу же после родов: он был обречён на голодную гибель. Цыганка с радостью приняла малыша, однако она из опасения, что отец потом его разыщет и заберёт попросила мужчину пойти в волость и подписать нужные документы. Этого мальчика женщина вырастила как собственного сына, дав ему имя Абрам, фамилия же осталась прежняя — Семченков.
Абрамчик, хотя и был светленьким, по натуре был настоящим цыганом.
Он был русский, беленький, но умный, у цыган научился всему и преуспевал во всём, как подрос. Ездил на ярмарки, продавал, менял. Покупал коней лучше самих цыган. Он был светлый и легко с русскими находил общий язык, и его гадже уважали. Но хоть он по крови был русским — вырос-то он с цыганами — и сам себя считал цыганом.
Подобные истории и породили стереотип о воровстве детей цыганами. К тому же сегодня усыновить ребёнка намного сложнее, чем в былые времена (например, во время ВОВ огромное число детей остались сиротами, и люди легко забирали их без всяких юридических проблем). И даже если родители добровольно отдают малыша ромалам, законодательно это расценивается как кража, похищение.
Власти Евросоюза вскрыли массовые случаи воровства детей цыганами:
Власти Ирландии забрали из цыганской семьи белокурую девочку. Аналогичная история произошла и в Греции. Как и ожидалось, анализы ДНК не подтвердили родство. Сами же задержанные цыгане утверждают, что когда у цыганской семьи не детей, они покупают ребёнка у бедных людей.
Несколько лет назад в нашем городе Брянске пропала девочка грудного возраста Аня Шкапцова. Её 19-летняя мать заявила, что оставила коляску у магазина, а когда вышла, она была пустой. В поисках ребёнка полицейские без особых церемоний врывались в цыганские дома и обыскивали их, хотя не было никаких сведений о том, что мимо того самого магазина проходили цыгане. В результате ромалы оказались совершенно ни при чём: выяснилось, что девочку по неосторожности убил собственный отец (просто швырнул плачущего ребёнка и разбил ему голову). Мать же пыталась скрыть следы преступления, разыграв такой «спектакль».
Реальные факты похищений
Однако случаи воровства детей цыганами всё же встречаются в мировой криминалистической практике. Доказательство тому — следующие реальные примеры.
Похищенный цыганами мальчик-маугли не смог жить с родными
Реальная история мальчика, который много лет прожил в цыганском таборе. В раннем детстве его украли цыгане, когда мать ненадолго оставила ребёнка.
В Румынии из цыганского рабства освободили детей:
В румынской деревушке цыгане обманом заманивали подростков в частные дома, а затем продавали живой товар. Людей морили голодом, держали на цепи в подвалах, заставляли работать.
Российским дипломатам в Кирзигии удалось спасти детей, которых отчим продал цыганам после смерти матери (девочка 13 лет и мальчик 5 лет).
Цыганский бизнес на русских детях:
Расследование ресурса «Поиск детей» о том, как цыганки просят милостыню вместе с чужими грудными детьми.
Тем не менее в нашей стране (да и в мире тоже) ежегодно пропадает без вести очень много людей. И, конечно же, ошибочно считать, что всех их украли цыгане.
Крадут, по крайней мере, раньше крали. У меня есть знакомый, точнее сказать родственник моего бывшего мужа, так его украли цыгане когда он маленький был. При каких обстоятельствах его украли не помню, знаю только что в их городе периодически появлялся табор, и в одно такое появление цыган он и пропал, искали его долго не нашли. Нашли, точнее отбили у цыганки только спустя несколько лет, Владимиру тогда было лет шесть, соседка увидела его с цыганкой узнала, и узнала цыганку которая крутилась тогда около их дома, позвала мать и ещё кого-то и они отбили ребёнка. У Владимира в воспоминаниях о жизни в цыганском таборе осталось только лошадь, которую он очень любил, и ещё какие-то смутные моменты.
Я как-то в поезде ехал с парой молодых цыган… Парень говорил – «да, иногда крадём детей. Вот мама купила у нищенки ребёнка, отличный парень вырос. А нищенка его продавала за бесценок, как животное. И можем украсть. За такое обращение с детьми не только красть, но и бить надо».
Сразу порочить всю нацию не стоит, но как пишут эксперты, занимающиеся пропавшими детьми, такие случаи имеют место быть. Маленькие (грудные) дети нужны для сбора милостыни, ведь «несчастной мамочке» с ребёнком скорей подадут, чем без него. Обычно такие дети постоянно спят, так как их либо поят алкоголем, либо дают сильнодействующие вещества. Долго малыши не живут. Конечно, таким бизнесом занимаются не только цыгане, но представители этой нации были, увы, в этом замечены. К счастью, сейчас на улицах российских городов мало попрошаек с детьми (цыганят, клянчущих милостыню, в расчёт не беру), а вот в Грузии несколько лет назад видела попрошайничающих цыганок с младенцами. За одной наблюдала минут десять. Ребёнок был завёрнут в какие-то тряпки и лежал молча. Честно говоря, я думала, что там кукла, пока женщина не подошла к нашей машине просить денег. Ребёнок спал несмотря на то, что держала она его небрежно, чуть ли не вверх ногами. Малыш был смуглый, поэтому не могу утверждать, что ребёнок был чужим, однако мысли о безразличии к нему держащей его женщины возникли.
Действительно, в разных странах, в том числе в нашей, отмечаются реальные случаи воровства детей цыганами. Однако ошибочно считать, что эти люди только и думают о том, как украсть чужого малыша. В мире каждый год пропадает довольно большое число людей, и вряд ли все они находятся в цыганском таборе.
1 комментарий