Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы


Горячие статьи

Babyzzz От 3 лет до школы Игры и развитие Как научить ребёнка считать в уме

Большинство родителей озадачены вопросом раннего развития детей: какими навыками должен обладать малыш к приходу в школу? Входит ли в их число навык счёта в уме? Если да, то как его развивать? Существует немало разработок и методик, дающих ответы на эти вопросы. Рассмотрим самые интересные из них с примерами упражнений.

С какого возраста стоит обучать детей счёту в уме

В младшей группе детского сада малыши трёх лет за год в норме осваивают цифры от 0 до 5. Через год с этими же цифрами дети учатся считать в прямом и обратном порядке, усваивают счёт цифр до 10. Различные методики по улучшению математических способностей ребёнка в наши дни популярны как никогда. Мнения экспертов о том, с какого возраста стоит обучать детей устному счёту, разнятся: одни считают, что начинать стоит с 6–7 лет, однако есть немало методик для развития этого навыка у детей 3–4 лет. Сходятся они в одном: обучение детей счёту в уме определённо стоит начинать ещё до школы.

Мальчик показывает на пальцах цифру 3, а педагог держит в руке квадрат с её изображением

Устный счёт развивает память и внимание, интеллект и математическую смекалку

Знакомить малышей с цифрами можно с помощью произведений С. Маршака «Весёлый счёт», А. Барто «Арифметика», Б. Заходера «Как-то вечером к медведю…» и др.

Эффективные методики обучения счёту в уме

Ключевым в любой методике является заинтересованность ребёнка предметом, а интерес к подсчитыванию у малышей появляется довольно рано. Заботливый родитель и грамотный воспитатель могут пробудить его, добавив в привычные игры и режимные моменты элементы счёта: во время одевания можно сосчитать с малышом пуговицы на кофточке или кукол в коробке с игрушками. Со временем ребёнок сам будет проявлять к этому интерес, и останется только подобрать подходящие формы развития у него навыка устного счёта.

Нередко возникает проблема нехватки усидчивости или концентрации внимания у дошкольника. Здесь главное не перегрузить малыша предметом, а начинать с малого: если на начальных этапах ребёнку удалось сконцентрироваться на подсчёте ступенек крыльца хотя бы 5 минут в день, это уже успех. Помните, что в раннем возрасте обучение должно строиться в игровой форме, без принуждения.

Девочка считает деревянные фигурки

Определите, какие занятия и игрушки нравятся ребёнку, и используйте это в обучении счёту

К началу обучения устному счёту с использованием операций сложения и вычитания родителям или воспитателям следует сформировать у ребёнка понятия «больше» и «меньше», а также научить пересчитыванию предметов в пределах пяти. Приведём примеры интересных методик обучения ребёнку счёту в уме.

Ментальная арифметика

Это направление пришло в нашу страну из-за рубежа и набирает всё большую популярность в России. Методика, истоки которой лежат в Японии XVI века, рассчитана на детей в возрасте от 4 до 12 лет: чем раньше ребёнок начинает обучение, тем легче ему будет. Обучение, как правило, включает в себя 10 ступеней и в зависимости от количества занятий в неделю укладывается в 2–3 года.

Ментальный (от лат. mentalis) — интеллектуальный, связанный с умственной деятельностью.

Схема абакуса

С помощью абакуса можно не только складывать, вычитать, умножать и делить числа, но и возводить их в степень и извлекать корни

На начальных этапах обучения дети используют специальные счёты — абакус, состоящие из прямоугольной рамки и косточек на спицах, разделённых полосой. Через некоторое время ребёнок учится представлять абакус в уме и мысленно выполнять на нём счётные операции. Принцип счёта на абакусе прост: желая прибавить определённое число, ребёнок пододвигает нужное количество косточек к планке ответа. На схеме ниже рассмотрим несколько простых примеров счёта, которые можно отработать с детьми.

Примеры счёта на абакусе

При сложении нижние косточки — единицы — поднимаем, верхнюю — пятёрку — опускаем, если нужно вычесть число, то действуем наоборот

Ментальная арифметика помогает ребёнку освоить пространственное понимание числа, которое можно не просто абстрактно представить, но и буквально осязать, потрогав косточки на абакусе.

Девочка считает на абакусе

Косточки абакуса специально имеют не круглую, а немного заострённую форму, что способствует развитию мелкой моторики детей

После решения простых примеров дети переходят к работе с формулами на абакусе, а затем осваивают следующую ступень — счёт в уме. Кроме развития непосредственно математических способностей, ментальная арифметика стимулирует воображение и способствует межполушарному взаимодействию головного мозга. В результате ребёнок научится считать в уме быстрее калькулятора и одновременно читать стихи или петь. Разнообразные задания для самостоятельных занятий с малышами можно найти на портале Ментальная арифметика, посвящённому данной методике.

Видео: знакомство с абакусом

Методика Полякова по обучению счёту в уме

Интересную методику для развития навыков устного счёта разработал Поляков С. Н. — советский и российский инженер, посвятивший более 10 лет раннему обучению детей чтению и счёту. Свою методику автор описывает так:

На первом этапе обучения устному счёту необходимо научить ребёнка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Поляков С. Н.

http://7steps-to-book.com/methods/eval/

Девочка занимается по карточкам с цифрами

Начать заниматься по методике Полякова можно с детьми двух–трёх лет

Методика содержит примерно 40–45 уроков по 10–20 минут и подойдёт дошкольникам с 3 лет, если они могут пересчитать предметы в пределах пяти. Её достоинство в том, что ребёнок учится мыслить сразу группами чисел, а не пытается пересчитывать предметы по одному.

Таблица: задания первого урока по методике Полякова (фрагмент)

Материалы
  • Пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5;
  • пять кубиков с размером ребра примерно 1,5–2 см, установленных в коробочке.
Подготовка Для начала выясните, какое количество кубиков ребёнок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трём годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трёх, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже.
Цель Дети научатся видеть количество предметов (кубиков) целиком, не подсчитывая их пальчиком.
Ход урока
  • Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в неё один кубик. Спросите ребёнка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить её рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребёнок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на её место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребёнок запомнит, как выглядят два кубика, и начнёт называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  • Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
    Коробочка — это домик, клетки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клетку слева от ребёнка и скажите: «Один гномик пришёл в домик». Потом спросите: «А если к нему придёт ещё один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребёнок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребёнок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клетку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдёт, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребёнок ответит: «Один останется».
    Усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребёнок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришёл, или сколько их осталось, после того как один ушёл, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребёнку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребёнка. Убирать всегда нужно последний кубик, т. е. второй слева.
Источник Поляков С. Н. Обучение детей счёту. http://7steps-to-book.com/methods/eval/
Игра с кубиками и карточками с цифрами

В качестве кубиков можно использовать продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний» или «learning bricks»

Видео: обучение детей счёту по методике Полякова

Методика обучения счёту по Монтессори

Известный педагог и автор собственной методики Мария Монтессори также немало внимания уделила развитию у детей навыков счёта. Методика также опирается на эмпирические и игровые формы работы, а используемые материалы обязательно должны быть яркими и удобными, чтобы ребёнок с удовольствием ими пользовался. Также важна практическая применимость полученных знаний для малыша. Монтессори приводит пример с разменом монет, что, безусловно, интересно каждому дошкольнику, ведь деньги — неотъемлемая часть повседневной жизни. Покажите ребёнку, умеющему пересчитывать предметы в пределах 10, монетку в 10 рублей. А затем дайте 10 монет достоинством в 1 рубль. Объясните, как в большой монетке «помещается» 10 маленьких. Далее можно усложнить задачу монетами в 2 и 5 рублей.

В другом интересном упражнении используются для наглядности деревянные бруски разной длины от 1 дм до 1 м, окрашенные в синий и красный цвета отрезками по 10 см. Ребёнку предлагается разложить бруски в порядке увеличения длины, а затем назвать каждый цифрой, соответствующей количеству цветных отрезков в нём.

Девочка играет с цветными брусками

Самый короткий брусок состоит из одного цветного отрезка и получает название «один», а самый длинный — «десять»

Достоинства этой методики в том, что ребёнок при обучении счёту задействует свои осязательные и зрительные анализаторы, учится чувствовать число.

Видео: девочка учится считать по методике Монтессори

Как не стоит обучать детей счёту

Отдельно стоит сказать о довольно распространённых методиках обучения счёту дошкольников, которые удобны родителям и воспитателям для объяснения, но имеют низкую эффективность, поскольку формируют у малыша привычку считать медленно и не способствуют умственному развитию. Например:

  • Не стоит учить ребёнка приёмам сложения и вычитания по единице: чтобы к 5 прибавить 2, нужно первым шагом к 5 прибавить 1, а вторым шагом прибавить ещё 1. Когда речь пойдёт о двузначных и трёхзначных числах, обучающемуся придётся тратить очень много времени на счёт.
  • Счёт на пальцах также не столь эффективен, хотя и удобен: пока малыш их считает, он не задействует механизмы запоминания результатов счёта. А зачем? Пальцы всегда при себе, можно снова ими воспользоваться. Однако намного лучше если у ребёнка в памяти откладываются результаты операций с целыми числовыми группами, когда он пытается складывать и вычитать числа по памяти, не глядя на предметы.
    Ребёнок считает на пальцах

    Намного лучше позволить ребёнку считать на осязаемых предметах, которые взрослый может по желанию убирать или добавлять

  • Распространённый, но не слишком полезный способ, — это счёт по линейке: чтобы из 7 вычесть 5, нужно найти на линейке число 7, а затем передвинуть пальчик на 5 влево и назвать получившийся ответ. Этот способ аналогичен счёту на калькуляторе, ведь он не задействует механизмы памяти и не развивает умственные способности ребёнка.

Существуют различные методики по обучению дошкольников навыку счёта в уме. Все они сходятся на том, что подсчитывание предметов интересует ребёнка с раннего детства, поэтому важно направить этот интерес в нужное русло: выбрать комплекс заданий и упражнений в игровой форме с использованием разнообразных наглядных материалов.


Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?