Show
Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы


Горячие статьи

Babyzzz Родителям Разное о детях Настольные игры для развития памяти: какие подойдут вашему ребёнку

Бытует мнение, что хорошая память не всем дана и может передаваться по наследству. На самом же деле память зависит от того, какие условия созданы для её развития. Память можно и нужно тренировать, только в этом случае она будет отменной. Сделать это можно с помощью правильно подобранных настольных игр.

Настольные игры для развития памяти малышей

Произвольная память, когда человек «специально» запоминает что-либо, развивается только после четырёх лет, а до этого возраста она непроизвольная. В этот период память проявляется как способность ребёнка узнавать то, с чем он уже сталкивался раньше. А значит с малышом нужно как можно больше общаться и обозначать словами то, что он видит, слышит и чувствует.

Для развития памяти необходимо создать условия. Врачи называют три кита, на которых держится весь процесс: правильное питание, занятия спортом и здоровый сон. Для скорейшего созревания мозга и его адекватного функционирования в рационе ребёнка обязательно должны присутствовать цельнозерновые продукты, орехи, семечки, сыр, жирные сорта рыбы, бобовые, гречневая крупа, фрукты и овощи, а также растительные масла. Активный образ жизни и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что важно для его способности воспринимать и удерживать информацию. Отсутствие же полноценного сна способствует забывчивости.

Малыш и рисунок лампочки

Память ребёнка развивается быстрыми темпами, если создана благоприятная среда для работы мозга

Настольные игры для развития памяти в этом возрасте направлены на узнавание детьми предметов, с которыми они встречались ранее, и умение их обнаружить среди других, а также на тренировку навыка находить сходные предметы. В продаже можно найти готовые настольные игры, например, такие:

  1. «Простоквашино Тренируем память». В этой игре нужно запомнить изображение на карточках, затем их перевернуть и найти такие же детали на игровом поле.
  2. «Мемино. Противоположности», «Найди пару», «Мама и малыш», «Лови ворон!». Участники ищут парные картинки, объединённые каким-нибудь общим признаком.
  3. «Сет для детей». Малышам необходимо выложить цветные карточки на игровое поле, соблюдая верную последовательность.
Настольные игры для малышей

В продаже можно найти много настольных игр для развития памяти, расчитанных на самых маленьких игроков

Необязательно покупать готовую настольную игру, можно создать её и самостоятельно.

«Найди картинку»

Покажите ребёнку картинки определённой тематики (овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда и т. д.), называя то, что на них изображено. Картинок не должно быть много, 5–6 будет достаточно. Затем разложите их перед малышом и попросите показать, где находится тот или иной предмет. Играйте как можно чаще, но пока это занятие интересно ребёнку. Если какую-то картинку он уже хорошо знает и каждый раз правильно показывает, замените её на другую.

«Как ветром сдуло»

Вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры нескольких цветов (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, например, жёлтого, красного и зелёного цвета). Выложите перед малышом простую композицию из этих фигур (кораблик, домик, снеговик). Внимательно рассмотрите её. А потом подуйте, как будто её «ветерком сдуло». Попросите ребёнка вернуть всё как было.

Композиция из геометрических фигур

Композиция для самых маленьких должна содержать 3–4 детали, для детей постарше можно создавать целые сюжеты

«Что пропало»

Разложите перед малышом несколько картинок. Пусть внимательно на них посмотрит. Попросите его зажмурить глазки и спрячьте одну из картинок. Затем скажите ему открыть глаза и подумать, чего не хватает.

«В каком коробке»

Склейте между собой несколько спичечных коробков. Чем старше ребёнок, тем больше их может быть. Положите в один из коробков небольшой предмет, а через несколько секунд попросите малыша найти его.

Ящик из спичечных коробков

Для детей 2–3 лет ящик сделайте из 4–6 коробков, а по мере тренировки добавляйте новые ячейки

«Что в мешочке»

Эта игра предназначена для развития тактильной памяти. Понадобятся полотняный мешочек и небольшие, знакомые ребёнку предметы (пуговица, конфета, каштан, шишка и т. п.).

Перед началом игры пускай малыш рассмотрит все предметы. Затем попросите его закрыть глазки и положите в мешочек какой-нибудь из них. Пусть на ощупь попытается определить, что это. А дальше повторите то же с другим предметом.

Мешочки из ткани и жёлуди

Мешочков может быть несколько, и в этом случае предложите малышу нащупать, в каком из них определённый предмет

Настольные игры для развития памяти детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у детей формируется произвольная память, но преобладает механическое запоминание, то есть дети могут «зазубрить» предложенную информацию, но не всегда способны её осмыслить. Чтобы процесс тренировки памяти был эффективным, он должен быть интересным, поэтому так важна игровая форма подачи материала для запоминания.

Развитие памяти напрямую связано с уровнем интеллектуальных способностей. Чем чаще малыш размышляет над чем-нибудь, чем больше задаёт вопросов и получает на них ответов, тем лучше становится его память.

Девочка и мальчик рассматривают цветы в поле

Общайтесь с ребёнком, изучайте вместе окружающий мир — так вы способствуете развитию его памяти и интеллекта

В продаже есть готовые настольные игры для развития памяти:

  1. «Мемори для детей». В игре может участвовать двое и больше участников. Дети рассматривают цветные картинки на игровом поле (каждое изображение встречается на нём дважды), а затем закрывают их колпачками. Затем по очереди поднимают по два колпачка. Если под ними оказываются одинаковые картинки, то забирают колпачки себе, если разные — ставят на место. Задача состоит в том, чтобы собрать как можно больше колпачков.
  2. «Живые картинки». На карточках с обеих сторон изображены похожие картинки, которые отличаются только незначительно. Ребёнку нужно найти отличия.
  3. «Зверобуквы». В этой игре необходимо запоминать изображение на карточках и находить те буквы, из которых можно составить названия животных.
  4. «Сундучок знаний». Вначале дети рассматривают картинки, а потом по памяти их детально описывают, отвечая на вопросы.
  5. «Головоноги». В этой игре смешным существам на карточках дают имена. Задача в том, чтобы вспоминают затем эти имена.
  6. «Пикчерека». Дети вытягивают карточки из общей колоды, а затем ищут такое же изображение, как на карточке, на большом игровом поле.
Варианты игры «Мемори»

Существуют десятки вариантов игры «Мемори» для детей разного возраста

Настольные игры для этого возраста можно создать и своими руками.

«Кто больше запомнит»

Покажите детям ряд картинок, дайте время на их запоминание. А затем уберите их. Задача игроков состоит в том, чтобы вспомнить как можно больше изображений.

«Магазин»

Для игры приготовьте как можно больше изображений того, что можно купить в магазине. Вместо изображений можно разложить на столе небольшие предметы. Затем попросите девочку или мальчика принести из магазина какие-нибудь из этих вещей («Купи мне расчёску, шоколадку, зеркальце, носовой платок»). Для начинающих игроков достаточно назвать 4–5 предметов. Чем старше и опытнее игрок, тем длиннее делайте список. Ребёнок должен взять со стола все названные предметы.

Мальчик с игрушечной тележкой

Умение удерживать в голове названия нескольких предметов — отличная тренировка памяти

«Нарисуй фигуру»

Для игры понадобятся вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, листы бумаги и цветные карандаши.

Выложите перед ребёнком несколько цветных фигур. Пускай ребёнок запомнит их форму, цвет и последовательность в течение 2–3 минут. Затем закройте фигуры и попросите ребёнка нарисовать их на листе бумаги.

«Перепутались»

Для игры понадобятся картинки с изображением животных или небольшие игрушечные звери.

Скажите ребёнку, что игрушки стоят в очереди в кино (театр, на пароход), и разложите картинки (расставьте игрушки) в определённой последовательности. Произнесите вслух эту последовательность: «Первым стоит мишка, затем слоник, потом лиса, заяц и собачка». Дайте возможность ребёнку запомнить очерёдность. Затем продолжите рассказ: «Внезапно они услышали звоночек. Это проходил мимо продавец мороженого. Все звери побежали покупать лакомство, а когда вернулись, не могли вспомнить, кто за кем стоял в очереди. Давай им поможем». Ребёнок должен правильно восстановить последовательность.

Игрушечные животные

Для развития памяти удобно использовать карточки с изображениями или маленькие макеты животных

Настольные игры для развития памяти для школьников

В младшем школьном возрасте непроизвольное запоминание постепенно переходит к произвольному, оно становится осознанным и целенаправленным. Образная и зрительная память у таких детей пока развита лучше, чем смысловая и логическая. Информацию они воспроизводят дословно, не умея пока вычленять главное и второстепенное. Этому они обучаются в среднем и старшем школьном возрасте.

Настольные игры на развитие памяти в школьном возрасте направлены на совершенствование механизмов запоминания, развитие способности удерживать в памяти большие объёмы информации, а также на её осмысление, умение анализировать, систематизировать.

Готовые настольные игры для этого возраста:

  1. «Образно говоря». В этой игре необходимо подобрать пары карточек, на которых изображены фразеологизмы в прямом и переносном смысле.
  2. «Ничего человеческого». Участникам необходимо в подробностях запомнить детали на картинках с изображением роботов.
  3. «Аллес Тролли». Игроки запоминают изображения на карточках, а затем быстро ищут их на игровом поле.
  4. «Сюрпризы». Дети помогают сказочным эльфам собрать подарки по спискам желаний ребят.
  5. «Магический лабиринт». Игроки ищут выход из лабиринта, им требуется держать в уме те пути, которые ведут в тупики, чтобы снова в них не попасть.
  6. «Хамелеон». Участникам раздаются карточки, на которых изображены цифры, числа и рисунки. Далее игроки ищут карты с элементами своих карточек.
  7. «Гарсон». В игре участники запоминают заказы, передавая их повару. Чем больше заказы, тем больше очков за них начисляется.
Настольные игры для школьников

Обычно настольные игры для развития памяти предусматривают несколько уровней сложности

Самостоятельно можно организовать и другие игры для детей школьного возраста.

«Макаронина»

Эта игра командная.

Участники садятся извилистой «макарониной». Каждый получает карточки с изображением продуктов и запоминает, что на них нарисовано. Затем все меняются карточками. Каждый должен вспомнить, что было на его карточках изначально. Тот, кто не вспомнил, объявляется «макарониной» и выходит из игры.

«Увидел, услышал — запомни!»

Для игры понадобится бумага и ручки.

Один из участников записывает 5 однозначных чисел, затем их вслух. Дальше каждый должен записать их у себя на листике в том же порядке. Тот, кто продиктовал числа, проверяет записи. Затем его сосед пишет у себя на листке бумаги уже свои 5 чисел и показывает их ребятам в течение пяти секунд. Остальные должны их запомнить и записать у себя на листочке в той же последовательности.

Школьники в кругу за столом

Многие настольные игры для памяти могут проводится как с участием двух человек, так и в большой компании

«Пуговицы»

В игре принимают участие два человек. Понадобятся два одинаковых комплекта разноцветных пуговиц и два игровых поля с клетками, на которые поместятся пуговицы.

Игроки по очереди выкладывают на своём поле пуговицы в определённой последовательности, давая некоторое время сопернику на запоминание выложенной цепочки. Затем закрывают поле листом бумаги и просят второго участника повторить последовательность, выложив на своём поле. За правильный ответ начисляют баллы. Кто больше наберёт в итоге балов, тот и победил. Для начинающих будет достаточно выкладывать по 3–4 пуговицы, для опытных игроков больше.

Разноцветные пуговицы

Тренировать память можно с помощью самых обычных предметов, главное — наличие желания

Видео: настольная игра для развития памяти своими руками

Хорошая память — предпосылка для успешного освоения мира детьми, прекрасной успеваемости в школе. Настольные игры, подобранные с учётом возраста ребёнка, помогают память развить, тем самым увеличивая интеллектуальный потенциал девочек и мальчиков.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 


Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?