Подборка интересных старинных игр, или Всё новое – это хорошо забытое старое
Игры, в которые играли предыдущие поколения, сегодня оказываются незаслуженно забытыми, уступив позиции компьютерным стратегиям. Между тем старые игры не менее увлекательны. Они способны подарить настоящий спортивный азарт, возможность показать свою ловкость, проявить смекалку в реальной жизни, а не на экране монитора. Так что перспектива стать чемпионом двора, группы или класса по «Крестикам-ноликам» звучит очень заманчиво.
Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:
игры с участием взрослого или без него;
игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
игры с определённым реквизитом, например, марблс;
игры разных народов.
Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр.
Старинные настольные игры
Настольные игры предполагают использование реквизита: игрового поля, фишек, а также подручного материала — камешков, палочек. Отдельно стоит выделить настольные игры на бумаге.
«Путешествие из Москвы в Одессу» (русская)
Реквизит:
фишки («локомотивы»);
игровое поле;
игральные кости;
орехи — деньги.
Возраст игроков: старше 6 лет.
Количество участников: 3–4 игрока.
Участие взрослого: не имеет значения.
Игрок получает «локомотив»-фишку, который передвигает по игровому полю на количество выпавших на костях станций, двигается из Москвы в Одессу одним путём и возвращается другим. «Деньгами» участники оплачивают билеты и другие выпавшие дорожные издержки.
«Крестики-нолики» (индийская)
Реквизит:
игровое поле (на бумаге или на тонком слое песка);
ручки (деревянные палочки).
Возраст игроков: старше 5 лет.
Количество участников: 2 игрока.
Участие взрослого: не имеет значения.
На расчерченном 3 на 3 квадрата игровом поле участники по очереди ставят символ, которым играют — крестик или нолик. Побеждает тот, кому удалось выставить три своих символа в ряд.
В дореволюционной России, до орфографической реформы, «Крестики-нолики» назывались «Xерики-оники» по названию букв алфавита: «херъ» и «оно». Вместо крестика и нолика участники писали соответствующие буквы.
«Волки и овца» (русская)
Реквизит:
шахматная доска;
чёрная шашка («овца») и 4 белых шашки («волки»), которые стоят по краям доски.
Возраст игроков: от 4 лет.
Количество участников: 2 игрока.
Участие взрослого: не имеет значения.
Игра только по чёрным клеткам, шашки передвигаются по диагонали на ближайшие пустые поля. «Волк» ходит вперёд, «овцы» – и вперёд, и назад. Цель: у «овцы» – дойти от края до края доски, у «волков» – окружить овцу или прижать к краю. Первый ход за «овцой».
«Охота с борзыми» (русская)
Реквизит:
игровое поле;
9 фишек-кружков (2 лисицы, 3 зайца и 4 борзых);
2 деревянные палочки. Аналогами кружков могут быть крышки от пластиковых бутылок, а в качестве палочек можно использовать деревянные шпажки.
Возраст игроков: от 5 лет и старше.
Количество участников: 2 игрока.
Участие взрослого: если партнёр моложе 6–7 лет, играть лучше со взрослым.
«Борзые» стоят у охотничьего домика. Звери стараются убежать от собак за домик, а собаки стремятся загнать, то есть окружить, 3 из 4 зверей. Ход делается при помощи палочки, которая двигает кружки.
«Детская лотерея» (французская)
Реквизит:
карточки с указанием количества очков для прибавки или штрафа с изображением животных, игрушек и пр.;
Карточки складываются картинками вниз. Игроки делают взнос в общую кассу, договорившись о сумме.
По очереди тянут карточки. Если на картинке очки с плюсом, то игрок получает «деньги» из кассы. Если с минусом, то платит в кассу. Тот, кто остался без денег, выбывает. Побеждает игрок, вытянувший галльского петуха, что предполагает выигрыш всей кассы.
«Палочки» (русская)
Реквизит:
лист бумаги в клетку;
карандаши по количеству участников.
Возраст игроков: старше 5 лет.
Количество участников: 2 игрока и более.
Участие взрослого: не имеет значения.
Условия:
На листке рисуется по сторонам клеток квадрат (обычно 6х6, однако возможны другие варианты с использованием не только квадратов, но и прямоугольников и вообще произвольных фигур, иногда даже без границ — всё зависит от фантазии участников и исписанности листка).
Участник рисует по сторонам клеток внутри игрового поля отрезок длины 1. На этом ход заканчивается и передаётся следующему участнику в случае, если в результате хода не образовался из ранее отмеченных отрезков или границ игрового поля квадрат 1х1. В случае когда такой квадрат образуется, участник ставит в него свой символ (как правило, в игре с 2 людьми это крестик или нолик) и получает призовой ход (который обязан использовать).
Когда всё игровое поле заполнено, то есть не осталось ни одного пустого квадрата и ни одного пустого отрезка длины 1, игра заканчивается. Начинается подсчёт очков, то есть символов в квадратах 1х1 каждого участника. Чем больше очков набрал человек, тем лучше, то есть выигрывает тот (или те), у кого больше всех очков.
«Бирюльки» (русская)
Реквизит:
бирюльки, то есть игрушечные предметы с ушками, отверстиями (чашечки, чайнички и пр.) или спички, соломинки;
вязальный крючок или пинцет.
Возраст игроков: старше 4 лет.
Количество участников: больше 2-х игроков.
Участие взрослого: не имеет значения.
Условия:
Бирюльки рассыпаются на ровную поверхность.
Игроки по очереди с помощью крючка берут один предмет, стараясь не шевелить окружающие.
Игра продолжается либо установленное время, либо до тех пор, пока не будут собраны все бирюльки. Побеждает тот, у кого будет больше предметов.
Видео: игры на бумаге для детей от 6 и старше
Подборка подвижных игр
Эти игры развивают ловкость движений, быстроту реакции ребёнка.
«Барашек» (молдавская)
Возраст игроков: от 4 до 7 лет.
Количество участников: больше 5.
Участие взрослого: при знакомстве с игрой.
Условия:
Участники образуют круг, в центре стоит «барашек».
Игроки говорят слова и бегут врассыпную, барашек старается догнать и схватить.
Слова присказки: «Ты, барашек серенький, С хвостиком беленьким! Мы тебя поили, мы тебя кормили. Ты нас не бодай, с нами поиграй! Скорее догоняй!»
«Мельница» (белорусская)
Реквизит: мяч.
Возраст игроков: от 4 до 7 лет.
Количество участников: больше 5.
Участие взрослого: при знакомстве с игрой.
Участники передают друг другу мяч по кругу, увеличивая скорость. Тот, кто мяч упустил, выбывает. Побеждает последний оставшийся участник.
Видео: как играть в «Классики» – одну из самых популярных игр
«Корзина с фруктами» (американская)
Возраст игроков: от 4 лет и старше.
Количество участников: больше 10.
Участие взрослого: не требуется.
Условия:
Участники садятся в круг. Водящий стоит в центре и спрашивает, какое название фрукта выбрал каждый игрок.
Вода присаживается и говорит: «Бродил я по саду и увидел деревья со спелыми…сливами и персиками».
В этот момент «сливы» и «персики» меняются местами, а водящий старается занять место одного из них. Если занял, водой становится тот, кому места не хватило. Если водящий вместо названий фруктов говорит: «корзина с фруктами», все дети меняются местами, а он старается занять временно свободное место.
Дети-«вагоны» очерчивают мелом небольшой круг — своё «депо».
В середине стоит «паровоз» – водящий.
Вода движется от «вагона» к «вагону», собирая «поезд».
По свистку «паровоза» вагоны разбегаются по своим «депо».
«Паровоз» старается занять чьё-то место. Тот, кто остался без «депо», становится «паровозом».
Видео: старинная подвижная игра «Бояре»
«Жмурки» (аргентинская)
Реквизит: повязка на глаза для водящего.
Возраст игроков: от 5 лет и старше.
Количество участников: больше 5.
Участие взрослого: не требуется.
Условия:
Водящего-жмурку выводят на середину площадки, завязывают глаза и несколько раз поворачивают.
Остальные участники проговаривают считалочку.
Игроки разбегаются, жмурка ловит.
Тот, кого поймали, становится жмуркой.
По правилам можно игроки могут приседать, ходить на четвереньках, но не могут прятаться за предметы или убегать далеко. Если жмурка подходит к предмету, о который можно удариться, игроки ему говорят: «Огонь!»
Считалочка для игры: «Кот, кот, на чём стоишь? – На квашне. – Что в квашне? – Квас. – Лови мышей, а не нас!»
«Липкие пеньки» (башкирская)
Реквизит: повязка на глаза для водящего.
Возраст игроков: от 3 лет и старше.
Количество участников: больше 5.
Участие взрослого: не требуется.
Условия:
3–4 ребёнка садятся на корточки на расстоянии друг от друга. Они – «липкие пеньки».
Остальные игроки бегают вокруг, но к «пенькам» стараются не приближаться.
«Пеньки» стараются осалить пробегающих мимо, но передвигаться и вставать с мест им нельзя.
«Малечина-калечина» (русская)
Реквизит: деревянная палочка.
Возраст игроков: от 5 лет и старше.
Количество участников: 2 игрока и больше.
Участие взрослого: в качестве соперника.
Условия:
На кончик одного или двух пальцев ставим палочку.
Поговариваем стишок: «Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три…», удерживая палочку от падения.
Выигрывает тот, кому удалось досчитать до числа большей величины.
Видео: игра «Малечина-калечина» для любого возраста
«Колечко-колечко» (русская)
Реквизит: колечко или камешек.
Возраст игроков: от 4 лет и старше.
Количество участников: от 5 игроков.
Участие взрослого: не требуется.
Условия:
Дети садятся на лавочку, выбирается вода, который берёт в сомкнутые лодочкой ладони колечко.
Ребята складывают ладошки такой же лодочкой, водящий проходит и делает вид, что кладёт колечко каждому.
На слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» обладатель колечка должен выбежать, а остальные попытаться его вычислить и задержать до «побега». Если удалось задержать, водит тот, кто поймал. Если не удалось, сбежавший становится водой.
«Камешки»
Страна происхождения: есть варианты и в России, и в Англии, США.
Реквизит: 5 небольших камешков или мелких предмета.
Возраст игроков: от 4 лет и старше.
Количество участников: от 3 игроков.
Участие взрослого: не требуется.
Условия:
Первый участник подбрасывает один объект, «камешек», после чего берётся и подбрасывается другой, в то время как первый всё ещё находится в воздухе, и так далее, пока все пять камней не будут подброшены; подбрасывая первый камень, затем второй, затем третий и так далее, необходимо одновременно ловить ранее брошенные тыльной стороной ладони.
Если камешек упал или был неправильно пойман, ход переходит следующему игроку.
В более сложном варианте бросок каждого объекта нужно выполнить особенным образом. Различные броски получили (преимущественно в англоязычном мире) отличительные имена, такие как «езда на слоне», «горох в стручках» и «лошадь в конюшне».
Видео: старинные подвижные игры для мальчиков и девочек
Игры с шариками (марблс)
Марблс (от английского marble – «мрамор») – шарики из цветного стекла, глины или агата, игры с которыми развивают мелкую моторику, способствуют развитию логики, образного мышления. Забавы с марблс известны со времён античности. Это могут быть игры как настольные, так и для улицы.
«Сложи слово»
Настольная игра
Реквизит: набор мелких марблс.
Возраст игроков: от 4 лет.
Количество участников: 2.
Дети выкладывают камешками названные взрослым предметы. А потом по первым буквам этих слов складывают слово, которое загадал взрослый. Например, сом, очки, морковь — сом.
Необходимо начертить окружность удобного диаметра (стандартный размер — 3 метра, однако для новичков его можно уменьшить).
Внутри круга выкладываем крестик из 13 марблс.
Поочерёдно игроки стреляют в шарики из более крупного марблса (обычно его называют тоу). Шарик, вылетевший за круг, достаётся стреляющему игроку. Побеждает тот, кто первым соберёт 7 шариков.
«Регби»
Уличная игра.
Реквизит:
шарики по количеству игроков;
по 1 марбл-тоу на каждого участника.
Возраст игроков: старше 6 лет.
Количество участников: больше 5 игроков.
Участие взрослого: не имеет значения.
Условия:
На игровой площадке рисуются линии в виде мяча для регби. Посредине мяча, вдоль его длины, проводится линия. На неё выкладывают шарики по количеству игроков.
Первый игрок стреляет своим шаром-тоу, стараясь выбить шарики за линию мяча. Если ему удалось это сделать, он получает один балл и продолжает игру. Если нет — право выстрела переходит к следующему игроку.
Игра идёт до момента, когда все шарики будут выбиты за линию. Побеждает игрок, набравший больше баллов.
Старинные ролевые игры
Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».
«Репка» (русская)
Возраст игроков: от 4 лет и старше.
Количество участников: 6 игрока.
Участие взрослого: не требуется.
Условия:
Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
«Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.
«Гуси-лебеди» (русская)
Возраст игроков: от 3 лет и старше.
Количество участников: более 6 человек.
Участие взрослого: по желанию.
Условия:
Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
«Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
«Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: – Гуси-лебеди, домой! – Зачем? – Бегите, летите домой — серые волки за горой. – А что им нужно? – Гусей щипать.
«Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
«Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».
«Пузырь» (русская)
Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
Количество участников: более 6 человек.
Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.
Условия:
Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).
Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.