Самоконтроль у ребёнка: как помочь его развить и не наделать ошибок
Умение ребёнка владеть собой, доводить начатое дело до логического завершения, делать то, что в данный момент не хочется, является одним из залогов успеха в учёбе да и в целом в жизни. Эта способность к самоконтролю развивается при взаимодействии детей с окружающим миром и людьми. И очень важно, чтобы родители, зная условия формирования самоконтроля, грамотно корректировали этот процесс.
Что такое самоконтроль и для чего он нужен ребёнку
Способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, принимать осознанные решения и реализовывать их называется самоконтролем. Его развитие начинается с первого года жизни и продолжается вплоть до 20–25 лет. Однако именно в дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности. К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.
Самоконтроль — важное качество личности, одно из тех, что определяет готовность ребёнка к школе
Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает:
контроль импульсов (к примеру, съесть конфету не сейчас, после обеда, а то на суп «не останется места») – к 3–4 годам;
умение ждать, сдерживая эмоции (сначала своей очереди поиграть с игрушкой, потом маму с работы, потом оценки за выполненную работу);
умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия — увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения (например, определять совпадения или несовпадения цветов раскрашенных элементов в книжке-раскраске с объектами реальной действительности — ёлка зелёная, солнце жёлтое и т. д.);
навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (к примеру, умение следовать правилам в играх, в том числе и делать ходы по очереди);
способность предвосхищать возможные трудности в той или иной деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения (так, ребёнок, выбирая рисунок как способ творческого осмысления темы «Новый год», зная, что не умеет рисовать звезду, обратится за помощью к взрослому или товарищу);
умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, дома можно громко слушать музыку, но надо спросить, не помешает ли это другим членам семьи и т. п.).
Формирование четырёх последних умений завершается к 6–7 годам.
Психологи считают, что способность противостоять минутным искушениям является гораздо более ценным приобретением ребёнка, чем высокий уровень интеллекта. Самый известный тест на способность контролировать себя состоит в следующем: перед ребёнком кладут конфету и предлагают ему не трогать её несколько минут. В награду он получит две конфеты. Малыши 4-х лет в среднем ждут около 6 минут. Выдающимся результатом считается 15 минут. Результаты этих исследований соотносятся с уровнем развития навыка концентрировать внимание и бороться с разочарованиями в подростковом возрасте.
Видео: как научить ребёнка самоконтролю — опыт мамы двоих детей
От чего зависит развитие самоконтроля
Развитие самоконтроля зависит от двух важных аспектов развития личности: самостоятельности и контроля. С рождения жизнь ребёнка, его поведенческие проявления контролируются взрослыми, то есть проявляется контроль внешний. Постепенно малыш становится более самостоятельным, внешний контроль заменяется внутренним, то есть самоконтролем. Соответственно, развитие способности контролировать себя — процесс длительный, зависящий от характера малыша (кто-то более независимый уже с первых месяцев, а кто-то и в 6 лет ни на час не может остаться без мамы), а также от особенностей семейного воспитания (например, в некоторых семьях существует график дежурств, в котором у каждого есть свои обязанности по дому).
Как понять, на каком уровне развит самоконтроль у ребёнка
Для старшего дошкольника очень важно наличие способности к волевому усилию, то есть неуклонному следованию цели на всём (!) пути её достижения. Основным средством диагностики этого является игра. В ходе игры родителям важно учесть следующие показатели:
Если ребёнок приступил к игре, ещё не дослушав правила, часто отвлекался, допускал ошибки при выполнении условий, можно говорить о том, что самоконтроль у него развит плохо. Если дошкольник отвлекался во время восприятия инструкции, но в целом понял её, сохранял интерес к игре примерно до половины, допуская небольшое количество нарушений условий, – уровень развития самоконтроля оценивается средними показателями. Соответственно, если малыш внимательно слушал инструкцию, сохранял интерес до конца выполнения задания, минимально отвлекался, и это не сказывалось на выполнении условий игры, – у него высокий уровень самоконтроля.
Умение контролировать себя появляется во всех видах деятельности, в том числе и в игре
Низкий уровень самоконтроля сопровождает СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
К сожалению, детям с СДВГ очень тяжело даётся самоконтроль и они в этом не виноваты
Ошибки родителей при воспитании самоконтроля
Развитие самоконтроля, как и любой другой способности, требует систематической работы. Зачастую родители, желая как можно раньше увидеть своего ребёнка взрослым, организованным, перегибают палку в воспитании.
Запугивание. «Если ты не уберёшь в комнате, не получишь конфету/не пойдёшь в цирк/останешься без праздника на день рождения» – выбирается то, что наиболее актуально для малыша. Если добиться выполнения требований таким образом и можно, то способствовать развитию самоконтроля — точно нет. У малыша сформируется неправильная цепочка взаимосвязи: «невыполненное задание — лишение удовольствий». А нужно, чтобы связь была такой: «невыполненное задание — невозможность шагнуть на следующую ступень взрослости».
Запугивание не ускоряет, а тормозит развитие самоконтроля
Завышенные требования. Нельзя требовать от ребёнка занятий тем или иным видом деятельности дольше, чем предполагается возрастными рамками концентрации внимания. Так, если любящий дедушка учит 4-летнего внука играть в шахматы, не стоит ждать, что ребёнок будет обдумывать гамбиты в течение получаса. Максимум 15 минут, и то с перерывом и при условии, что малыш очень увлечён занятием.
Все задания для ребёнка должны быть посильными и иметь чёткое объяснение сути выполнения
Ограничение самостоятельности. Если родители держат под контролем каждую мелочь в жизни ребёнка, не дают ему проявить самостоятельность, у него не будет уверенности в собственных силах, а соответственно и способности предвосхитить возможные трудности, разработать алгоритм их преодоления.
Неправильный акцент при похвале. Чтобы ребёнок понял, что для достижения цели нужно приложит усилия, нужно хвалить не результат, а приложенный труд. То есть: «Ты прекрасно нарисовал кошку» будет удачнее, чем: «Ты такой талантливый!»
Непоследовательность и несправедливость. Новые правила каждый день или требование следовать им время от времени формируют безответственную личность. При этом семейные правила должны соответствовать возрасту малыша: если в 3,4 года мама помогает убирать игрушки, то в 6, 7 лет ребёнок способен обойтись без ассистента. Иначе он не научится полагаться на свои силы.
Взрослость как оправдание. Чтобы требовать от малыша выполнения правил, то есть развивать его внутренний контроль посредством внешнего, нужно однозначно ответить себе на вопрос: «А всегда ли я соблюдаю эти правила?». И если ответ отрицательный, сначала нужно обратить внимание на воспитание самоконтроля у самого себя.
Видео: как воспитать у ребёнка самоконтроль и научиться правильно наказывать — рекомендации психолога
Развитие самоконтроля — процесс длительный. Однако к старшему дошкольному возрасту происходит формирование основных его направлений, имеющих ключевое значение для определения готовности ребёнка к школе. Поэтому родителям важно знать, что входит в понятие самоконтроля, и каких ошибок нужно избегать, занимаясь его воспитанием.
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.