Как жили кормилицы в России и Европе: занимательный экскурс в историю
В произведениях русских и зарубежных классиков XVIII — XIX века нередко встречается слово «кормилица». Известно, что это женщина, которую приглашали в богатый дом для выкармливания грудью хозяйских детей. Это практиковалось многие столетия — до тех пор, пока детей не стали массово кормить искусственной смесью (её изобрели в середине XIX века). Однако мало кто знает, как жили «мамушки» в Европе и царской России, как к ним относились господа, что было с собственными детьми таких женщин.
Хотя первые упоминания о кормилицах относятся ещё ко времени Древнего Египта, расцвет их услуг начинается с периода Средневековья. Наибольшей популярности эта профессия достигла в 17–19 вв. Так, к началу 17 в. чужим молоком питались более половины младенцев Европы, а к 18 в. только 10% парижских матерей самостоятельно кормили своего ребёнка. То же самое касается и царской России указанного временного периода.
В среде аристократок самостоятельное грудное вскармливание не практиковалось по следующим причинам:
Если рожала крестьянка, то она уже буквально через пару дней была готова продолжать работать. Но вот когда от бремени разрешалась женщина из высших кругов, она ещё несколько дней лежала в постели. Её наблюдал доктор, предписывал пациентке полный физический и душевный покой, кормление бульонами и т. п. (выйти из дома она могла только через месяц). Поэтому кормление младенца грудью, конечно же, утомляло такую изнеженную особу.
Вскармливать само́й младенца мог запретить супруг, считая, что это препятствует зачатию следующего ребёнка. Это было особенно актуально, если жена родила девочку, а отец семейства жаждал получить наследника.
Аристократка опасалась, что грудное вскармливание испортит её фигуру. Кроме того, оно мешало надевать модные платья, препятствовало ведению светского образа жизни (посещению театральных представлений, поездкам с мужем в гости к многочисленным знакомым и пр.).
Это просто было немодно в высших кругах.
Аристократки не хотели кормить грудью по многим причинам, иногда это запрещал муж, чтобы жена быстрее смогла зачать ещё одного ребёнка
Интересно, что услугами кормилиц пользовались в те времена не только дворяне, но и жёны купцов, врачей, адвокатов. Дело в том, что эти женщины не только управлялись дома по хозяйству, но и зачастую вели дела мужа. Поэтому им было дешевле нанять мамушку, чем постороннего человека для делопроизводства и работы по хозяйству.
К выбору кормилицы подходили основательно, доктора даже составляли предписания по этому поводу. Так, доктор из Швеции Нильс Розен фон Розенштайн (18 в.) учил, что кормилица должна быть в возрасте 20–30 лет, здоровая, желательно полная, с большой грудью, крупными сосками, конечно же, обильно лактирующая. Важно, чтобы по характеру она была спокойная, умиротворённая, добродетельная.
К выбору кормилицы подходили обстоятельно — она должна была быть здоровой, молодой, полноватой, с большой грудью
Что самое интересное, в подобных брошюрах доктора того времени одновременно пропагандируют идею физического естества матери и ребёнка. И буквально через несколько страниц идут рекомендации по выбору кормилицы.
Удивительно, но некоторые пособия даже связывали «качество» мамушки с цветом её волос. Так, где-то говорилось, что молоко лучше у брюнеток, а в других источниках — что у блондинок. А вот рыжеволосых женщин нужно было избегать.
В Европе и России кормилицу брали в дом, как правило, без ребёнка (чаще всего он был незаконнорождённым, у мамушки не было мужа). Женщина оставляла своего малыша на попечение родственников (в России она отправляла его в деревню или отдавала в воспитательный дом).
В воспитательных домах была чудовищная младенческая смертность из-за голода. Там тоже были свои кормилицы, но их не хватало на всех.
Самый институт кормилиц — недостойный торг людьми, ограбление бедного ребёнка богатым, который, так сказать, из уст бедного младенца выдёргивает пищу, предназначенную ему самим Богом. Известно, что у нас в Германии кормилицы большей частью принадлежат к сословию служанок, притом незамужних. Известно также, что забота о насущном хлебе вынуждает этих матерей как можно скорее после разрешения от бремени искать приюта и заработка в чужих людях. Если такая женщина поступит в дом кормилицей, то будет выигрыш хоть для чужого младенца, выигрыш, которого, во всяком случае, собственный ребёнок её лишён навсегда.
Но мать должна помнить, что она берёт на себя тяжёлую ответственность, если возьмёт кормилицу, в то время когда сама в состоянии кормить грудью своего ребёнка. Ведь таким образом нуждающаяся женщина-кормилица лишает своего ребёнка из-за денег материнской груди, на которую он имеет законное право. Таким образом, благополучие богатого паразита часто стоит жизни другому ребёнку. Только врач может решить, нужна ли кормилица, и он примет меры, чтобы по возможности лучше охранить интересы ребёнка кормилицы. Эта охрана лучше всего выражается в том, что мать принимает кормилицу вместе с ее ребёнком, и та, таким образом, кормит обоих детей сразу»
Обращает на себя внимания внешняя разница родного и хозяйского ребёнка (первый — бледный и худенький, второй же пышет здоровьем)
С середины XIX века с изобретением искусственной смеси профессия кормилиц постепенно начинает исчезать. Между тем многие зажиточные семьи всё равно пользовались их услугами — это было показателем достатка (как сейчас, к примеру, хороший автомобиль).
Как жили кормилицы в богатых домах Европы
Для ребёнка дворянина кормилица была роднее мамы, ведь последнюю он мог видеть пару раз в месяц. Даже когда период грудного вскармливания заканчивался (а длился он довольно долго, порой до 2–3 лет), мамушка продолжала жить в семье, возилась с малышом, пока его не передавали на воспитание учителям.
Вообще, историки отмечают, что в былые столетия родители гораздо меньше были привязаны к своим детям, нежели сейчас. Из-за низкого уровня развития медицины малыши часто умирали, в раннем подростковом возрасте (по нашим меркам) они покидали дом в связи с договорными браками. Поразительно, но некоторые мужчины-аристократы даже точно не помнили, сколько детей они похоронили.
Случалось и так, что измученная кормилица, поднятая среди ночи, засыпала, навалившись на своего подопечного, и могла задавить его своим телом. Так Джон Ивлин в 1664 году потерял сына: «Господу было угодно забрать нашего сына Ричарда, младенца одного месяца от роду, причём ведь он не болел… Мы подозреваем, что его придушила телом кормилица».
О здоровье этой женщины тщательно заботились, ведь от этого напрямую зависело количество и питательность её молока. Так, врачи предписывали кормилицам ежедневно есть белый хлеб, хорошее мясо, рис, овощи, орехи, горох, фасоль, овёс, сваренный в молоке и прочие полезные продукты. Под запретом был лук, чеснок, перец, горькая и кислая пища, приправленная уксусом.
Интересно, что алкоголь в рационе кормилицы вполне мог допускаться. Ведь в те времена люди не особо задумывались о его вреде. Многие просто утоляли жажду пивом и вином крепостью 3–15 градусов.
Кормилицу хорошо кормили и по обычаям того времени не запрещали пить вино и пиво
Мамушка должна была избегать любовных отношений, ведь считалось, что из-за плотских утех молоко приобретает солёный вкус. К тому же это может привести к беременности — в этом случае молоко и вовсе станет вредным, и дитя придётся отлучить от груди кормилицы.
На Руси к кормилицам относились с уважением. Так, в «Русской Правде» была заметка, что тот, кто обидит мамушку, понесёт вдвое больший штраф, чем за урон, нанесённый обычной холопке.
К XVI веку кормилицы были во всех знатных семьях. К царским же детям обычно приставляли до четырёх мамушек.
Получить место кормилицы было большой удачей. Ведь когда воспитанники становились взрослыми, они часто выплачивали своим мамушкам пенсион, забирали жить к себе в дом, чтобы доживать свой век в уюте и сытости, нянчить «молочных внуков».
В качестве кормилицы к будущему императору Александру III взяли 19-летнюю крестьянку Екатерину Лужникову. После отнятия малыша от груди ей была назначена пожизненная пенсия размеров 100 рублей в год, а также денежные вознаграждения по праздникам. А Ефросинья Ершова, мамушка Николая I, своим трудом обеспечила будущее собственным дочкам. «Молочные сёстры» императора общались с ним, постоянно поздравляли с праздниками и получали 125 рублей в год каждая. Часто крепостные крестьянки грудью «выкармливали» свободу своим родным детям: после их совершеннолетия молодой барин (их «молочный брат») даровал им вольную.
Что касается внешности мамушки, то одни матери предпочитали миловидных крестьянок, чтобы на них красиво смотрелся сарафан и кокошник. Другие же, наоборот, выбирали женщин постарше и некрасивых — опасались за верность мужа.
Для крестьянки, привыкшей к тяжёлому труду, работа кормилицы была истинным раем. Ведь она занималась только малышом, отвечала за его питание, опрятность, сон. При этом мамушке часто запрещали навещать родных, гулять в одиночку, заводить знакомства. Однако она должна была посещать церковные богослужения.
Кормили мамушку «с барского стола» – очень сытно. Её обеспечивали одеждой, обувью, банными принадлежностями, дарили презенты по праздникам. Женщина могла заходить в барские покои, её не наказывали за мелкие проступки. Кстати, отдельные мамушки даже злоупотребляли своим положением — требовали лакомств или дополнительных подарков за своё драгоценное молоко. И им не перечили.
Некоторые кормилицы поступали не очень благоразумно. Например, она могла дать малышу грязную соску (тряпку с завёрнутым хлебом или сахаром), напоить его водкой (чтобы лучше спал), использовать для лечения сомнительные средства. Мамушка могла скрывать от хозяев, что у неё пропало молоко, чтобы не потерять места, или закрутить роман с кучером. Таким образом, плохие кормилицы тоже встречались, и потому хозяева так ценили хороших.
Как и в Европе, мамушка зачастую заменяла ребёнку настоящую мать — искренне любила его, баловала, рассказывала сказки, мастерила игрушки, шила одежду. Маленький барчук отвечал ей тем же. Вместе с молоком кормилицы он впитывал простую русскую речь, сказки, пословицы, присказки, обычаи.
В связи с этим вспоминается, конечно же, знаменитая Арина Родионовна, являвшаяся кормилицей старшей сестры А. С. Пушкина. Господских детей она любила как своих, учитывая, что родная мать поэта, Надежда Осиповна, была никчёмной хозяйкой и пренебрегала своими материнскими обязанностями. И спустя десятки лет Александр Сергеевич искал именно у своей старой няни материнского тепла, посвящал ей свои произведения, делал старушке подарки.
Знаменитая Арина Родионовна — няня А. С. Пушкина и кормилица его сестры Ольги
Образ заботливой мамушки встречается и в воспоминаниях других русских классиков — Бунина, Тургенева, Чехова. Мамушек рисовали русские художники, пример тому — картинка А. Г. Венецианова «Кормилица с ребёнком».
Кормилица, страстно меня любившая, опять несколько раз является в моих воспоминаниях, иногда вдали, украдкой смотрящая на меня из-за других, иногда целующая мои руки, лицо и плачущая надо мною. Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать вёрст; она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в свою Касимовку, чтобы поспеть на барщину. Помню, что она один раз приходила, а может быть, и приезжала как-нибудь, с моей молочной сестрой, здоровой и краснощёкой девочкой.
Закат эпохи мамушек относится в России к началу ХХ века. Императрица Александра Фёдоровна своим примером призвала аристократов кормить детей самостоятельно, уделять им больше внимания. Позже в стране появились сухие и консервированные смеси. После же революции кормилицы окончательно исчезли как класс наряду с лакеями, горничными и прочей прислугой для «богачей».
Между тем в СССР довольно долго функционировал пункты для сбора донорского молока. Ведь оно всё равно считалось более ценным, чем смеси.
Поскольку в прошлом сословные предрассудки не позволяли богатым женщинам самим кормить своих детей, эта функция возлагалась на кормилицу. Мамушка становилась практически членом семьи и зачастую была ребёнку ближе родной матери. Кормилицам обычно очень хорошо жилось в господском доме, однако в это время её собственный ребёнок был лишён грудного молока и материнской ласки.