Ребёнок готовится к экзаменам: как помочь, а не навредить
Подготовка к школьным экзаменам зачастую становится настоящим стрессом не только для ребёнка, но и для всей семьи. Сегодня дети сдают итоговые тесты по всем дисциплинам уже в начальной школе. Что уж там говорить о волнении перед сдачей ГИА и ЕГЭ в 9-м и 11-м классе. Как же правильно вести себя родителям? Как поддержать сына или дочь и избежать возможных ошибок?
В стремлении помочь ребёнку пережить волнительный период подготовки к экзаменам многие родители совершают целый ряд ошибок. Конечно же, они этого не осознают, ведь взрослые преследуют благую цель — стимулировать своё чадо учиться как можно лучше. Однако некоторые манёвры не только не срабатывают, но и приносят вред, добавляют ученику новых переживаний, снижают самооценку, вызывают чувство вины и пр. Рассмотрим типичные способы мнимой психологической помощи:
Создание полной зависимости ребёнка от взрослого, гиперопека. Мама уже взрослого ученика сидит рядом с ним, «локоть к локтю», следит буквально за каждым движением руки. Так вести себя не нужно даже в начальной школе (ребёнок потом и на уроке ждёт, что учитель должен сам открыть ему учебник и показать пальцем, где читать ответ), не то что в более старшем возрасте.
Тотальный контроль. Родитель хотя и не находится всё время рядом, но постоянно контролирует сына или дочь («Почему ты ещё не начал читать?», «Сколько материала ты повторил сегодня за день?» «Почему отвлекаешься от подготовки и занимаешься ерундой»?). Естественно, такие вопросы вызывают у школьника только протест, раздражение.
Тотальный контроль при подготовке к экзаменам вызывает только протест и раздражение ребёнка
Помощь ученику предлагается в насмешливой форме. Взрослый словно делает одолжение: «Так и быть, давай я тебе всё объясню!», «Сразу надо было спросить у меня, раз сам не можешь справиться!». Таким образом, ребёнку явно дают понять, как ничтожны его собственные способности.
Стимулирование соперничества со сверстниками, сравнение с другими учениками в классе, подчёркивание их настойчивости, целеустремлённости («Вот Маша готовится целыми днями, она наверняка легко поступит в университет, а ты можешь оказаться не у дел!»). В результате у школьника снижается самооценка (ведь родитель считает одноклассника более успешным). Кстати, некоторые родители любят сравнивать не с ровесниками, а со старшим братом или сестрой ребёнка.
Сравнение ребёнка с другими детьми может привести только к снижению самооценки, появлению комплексов
Вспоминаются прежние промахи. «Вот в прошлый раз ты меня не послушал и получил плохую оценку!». У ребёнка создаётся впечатление, что родители помнят только негатив.
Родители сами сильно волнуются и демонстрируют свои переживания ребёнку (неосознанно или нарочито), «охают» и «ахают» вместе с ним. Желая подчеркнуть важность подготовки к предстоящему экзамену, мамы часто произносят фразы типа «Я так переживаю за твой экзамен, это так важно для тебя». Естественно, ребёнок сам начинает теряет уверенность в себе, ведь даже его мама (взрослая, умная и опытная) и та волнуется. В итоге школьнику трудно сосредоточиться на материале (нередко впадает в состояние ступора), он становится агрессивным или, наоборот, апатичным.
Желая подчеркнуть важность предстоящего экзамена, мама или бабушка демонстрируют своё волнение перед ним, начинают«охать» и «ахать» в присутствии ребёнка
Шантаж. Взрослый манипулирует личным отношением своего чада к себе, бабушке, дедушке и пр. Это высказывания наподобие «Если ты не сдашь экзамен, бабушка не переживёт, у неё и так больное сердце!», «У меня и так плохое здоровье, а я ещё переживаю из-за твоих плохих оценок!». В результате такого настроя у ребёнка возникает чувство вины, хотя на самом деле он не виноват в болезнях своих близких.
Перекладывание на сына или дочь своих несбывшихся ожиданий. Например, папа сокрушается, что сам в юности хотел стать программистом, но из-за плохого аттестата не смог поступить в институт, зато есть надежда, что у сына это получится. Естественно, тот понимает, что если получит не очень высокие оценки, то разочарует родителя (опять-таки заранее возникает чувство вины, которое мешает сосредоточиться на занятиях).
Запугивание. Взрослые заверяют школьника, что если он не сдаст экзамен, то может забыть о компьютере, встречах с друзьями, занятиях спортом и пр. Сына или дочь также пугают домашними обязанностями («Получишь тройку, будешь всё лето мыть полы дома!»). Конечно же, рисование таких мрачных перспектив вызывает только протест, но не рвение к учёбе. Школьник и так боится экзамена, а на него накладывается ещё и страх наказания.
Нельзя сулить ребёнку наказание за возможную плохую оценку — страх перед экзаменом станет ещё более сильным
Обещание подарков, поощрений. Не стоит обещать ребёнку купить дорогую вещь, если он сдаст экзамен на желаемую оценку. Это создаёт впечатление, что учёба нужна не школьнику, а его родителям. Гораздо правильнее заверить, что когда кончится эта нелёгкая пора, можно всей семьёй отправится на шашлыки и отметить это.
Не нужно обещать ребёнку подарков за хорошие оценки на экзаменах — он должен понимать, что учёба нужна ему самому, а не родителям
Про кофе, успокоительные и ноотропы — почему это не детские средства
Другая псевдопомощь заключается в неправильной организации режима дня, питания и пр. Так, зачастую родители в период подготовки к экзаменам исключают из жизни ребёнка не только телевизор, компьютер, планшет, но и прогулки, занятия спортом, хобби, полностью освобождают чадо от работы по дому. Взрослые не понимают, что школьнику для нормальной работы мозга просто необходима смена деятельности, равно как и свежий воздух.
Ещё одна ошибка — ученику разрешают пить много кофе. Конечно, этот напиток быстро стимулирует активность ЦНС, снижает сонливость, но если его употреблять в «лошадиных» дозах, то нервные клетки после возбуждения отвечают таким же сильным торможением.
Не нужно разрешать школьнику пить много кофе — это рискованный экперимент над нервной системой и сердцем
Некоторые же родители поступают иначе — предлагают ребёнку успокоительные препараты, чтобы снизить волнение перед экзаменом (таблетки, настойки, сиропы). Конечно, эти средства на какое-то время снимут тревогу, но одновременно и снизят умственную работоспособность. В результате ученик плохо воспринимает информацию, его клонит в сон.
Здоровый человек способен справиться со стрессом своими силами. Если ребёнку не прописаны лекарства, не нужно их пить. После этого может начаться синдром отмены. Вмешиваться в работу организма без причины не нужно. Надо стараться наладить своё состояние сменой видов деятельности.
Аналогично не нужно покупать сыну или дочери ноотропы — средства для улучшения памяти, внимания (даже если их рекламируют по телевизору). Эти препараты предназначены главным образом для пожилых людей, уже имеющих определённые проблемы.
Поддерживать своего ребёнка — значит верить в него. Прежде всего родители должны подчёркивать сильные стороны ученика (например, хорошую память, кругозор, внимательность и пр.), внушать школьнику, что у него всё получится, ведь у него есть знания, он так старается. Стоит почаще употреблять фразы типа «Зная тебя, я уверен, что ты с этим справишься», «Посмотри, как хорошо ты знаешь материал!», «Если уж ты не напишешь этот тест, то кто же тогда его напишет!».
Поддерживать можно не только тёплыми словами, но и посредством прикосновений, выражения лица (улыбкой, любящим взглядом).
оддержать и приободрить человека могут не только слова, но и прикосновения, улыбка, добрый взгляд
Однако при всём этом важно дать понять, что каждый человек имеет право на ошибку. И даже если полученная оценка будет ниже желаемой, то это никак не отразится на отношении родителей к сыну или дочери: ребёнок по-прежнему будет самым любимым.
Между тем нужно не только всё время приободрять школьника, но и помогать ему более конкретно:
Вместе составить план подготовки к экзамену (если это ГИА или ЕГЭ, то за несколько месяцев до значимого события). Стоит распределить темы по дням, выделить наиболее сложные моменты, которым нужно уделить повышенное внимание, и те разделы, которые ученик хорошо знает.
Каждое занятие стоит начинать не с самого трудного, а с хорошо знакомых моментов. Например, если ребёнок хорошо решает примеры, (а уравнения и задачи чуть хуже), то начать подготовку к тесту по математике стоит именно с них. Это создаёт позитивный настрой и уверенность в своих силах.
Начинать занятие лучше с того, что ребёнок хорошо знает, – это создаст у школьника позитивный настрой
При больших объёмах теоретического материала, ребёнок должен не просто зазубривать текст, а улавливать ключевые моменты.
Нужно учить ребёнка не зазубривать материал, а выделять в нём ключевые моменты
Основные формулы и определения можно написать на листочках и повесить на видном месте в детской комнате (над письменным столом, кроватью). Зрительная фиксация поможет запомнить материал.
Замечательная идея — проиграть итоговое испытание. Это очень эффективно в плане снятия волнения перед экзаменом. Например, если это ЕГЭ по русскому языку или математике, то в выходной день нужно усадить ребёнка за стол, освободив его от лишних предметов, засечь время и объявить о начале экзамена. Вариант теста можно взять за предыдущий год. Когда школьник справится с работой, нужно вначале дать ему отдохнуть, а затем вместе проверить правильность выполнения заданий. Аналогично с учеником начальной школы можно устроить диктант или пройти тест по окружающему миру (составить его на основе пройденного материала). После «испытания» нужно обязательно поговорить со своим чадом о его ощущениях: было ли ему неуютно или забавно, получилось ли быстро сосредоточиться на задании.
Для снятия волнения важно научить сына или дочь относиться ко всему происходящему с юмором. У детей воображение развито лучше, чем у взрослых. И если ребёнок, например, боится своего учителя или наблюдателя в кабинете, где будет проходить ЕГЭ, то стоит предложить представить себе педагога в домашних халате, тапочках и бигуди. Это старый психологический приём хорошо помогает победить свой страх и прочие негативные эмоции.
Если ребёнок боится учителя на экзамене, преодолеть страх можно с помощью юмора
Следующие советы касаются организации рабочего места и режима дня:
Ребёнку должно быть комфортно заниматься. В квартире не должна громко работать бытовая техника (телевизор, музыкальный центр). Некоторым же ребятам нравится работать под музыку — не нужно этому препятствовать, главное, чтобы это просто была мелодия без слов. Если школьнику удобно читать учебник на диване, а не за столом, пусть он это делает.
Заниматься ребёнок должен с комфортом — так, как удобно лично ему
Нельзя допускать переутомления. Через пару часов занятий обязательно нужно сделать перерыв: сменить деятельность, например, послушать музыку, сделать что-то по дому, порисовать (младший школьник может поиграть). Обязательными являются ежедневные прогулки на свежем воздухе (мозг должен быть обеспечен кислородом), а также физическая активность (например, простая гимнастика).
В период подготовки обязательны ежедневные прогулки, физическая активность
Следует обучить сына или дочь различным методам расслабления, например, дыхательной технике.
Важное значение имеет питание ребёнка в период подготовки к экзаменам. Рацион должен быть богат питательной пищей, стимулирующей работу головного мозга (рыба, орехи, творог, курага, шоколад и пр.). Особое значение следует уделить завтраку — он даёт заряд энергии с самого утра.
Рацион школьника нужно обогащать пищей, стимулирующей активность головного мозга
Добавьте в расписание дня 1–2 часа на свежем воздухе: велосипед, прогулка в парке, всё, что ребёнку нравится. Спорт, любая физнагрузка на воздухе снижает нервозность
Если ребёнок истощён, шоколадка на ЕГЭ его не спасёт. Я считаю, что неделю перед экзаменом нужно кормить ребёнка тем, что он любит. Любит суши — заказывайте суши, любит шашлык — жарьте шашлык, благо поста пока ещё нет. Любит блинчики — пеките блинчики. Последние несколько дней самые нервные, поэтому нужно хорошо питаться.
Что касается дня накануне важного экзамена, то днём нужно завершить подготовку. Вечером пусть ребёнок прогуляется, вкусно поужинает, искупается, ляжет спать вовремя.
Видео: советы психолога родителям, ребёнку которых предстоит ЕГЭ
Один из советов психолога родителям — сходить в школу и поговорить с учителями о том, какие ошибки чаще всего дети допускают на данном экзамене, о том, какие сложности могут возникнуть конкретно у их ребёнка.
Видео: подготовка ребёнка к экзаменам (рекомендации психолога)
Психолог объясняет, что при подготовке к экзаменам очень важна смена видов деятельности: не нужно изолировать ребёнка от друзей, обязательно чередовать умственные занятия со спортом, танцами и пр. (в зависимости от интересов сына или дочери).
В предэкзаменационный период ребёнку очень важна помочь семьи. Однако некоторые «неправильные» фразы и меры, которые взрослым кажутся полезными, способны только навредить, создать у ученика комплексы, подорвать боевой настрой. Поэтому главное для родителей — заставить сына или дочь поверить в себя и создать благоприятную обстановку для подготовки к экзаменам.