- Автор: iarriba
- Распечатать
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(1 голос, среднее: 5 из 5)
Темы Горячие статьи |
7 жестоких методов воспитания, которые считались нормой в старинуВысечь розгами, поставить коленями на горох, запереть в карцере на несколько дней, давая лишь хлеб и воду, – от таких методов воспитания детей современные омбудсмены по правам ребенка за голову бы схватились и немедленно лишили бы «воспитателей» родительских прав. А в старину это было распространено и не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Содержание Сажали в карцерДелалось это исключительно в педагогических целях – негодник должен был одуматься и впредь больше не проказничать. Салтыков‑Щедрин описывал это помещение как темную, крошечную треугольную нишу в стене, на полу которой валялся соломенный тюфяк, а рядом стояла деревянная табуретка. Передвигаться по такой конуре не было никакой возможности. В эту душную, тесную дыру и отправляли провинившегося ребенка, который сидел там без света и почти без еды. В день ему давали лишь несколько кусков черного хлеба и воду. Если даже и карцер не помогал перевоспитать сорванца, отчаявшиеся родители и вовсе могли отправить его на несколько месяцев в специальное казенное учреждение, так называемый «смирительный дом». Уголовная ответственность в то время (конец 18 века) начиналась уже с 7 лет. Причиной, по которой родители ссылали своих детей в это исправительное учреждение, чаще всего являлось «непослушание» или «неповиновение взрослым». Пороли розгамиПорка розгами считалась весьма полезной для юных отпрысков. В некоторых семьях даже проводились регулярные профилактические порки, когда ребенка секли не за какую-то совершенную им провинность, а на будущее. Один из постулатов Домостроя так и гласил: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей». А про того отца, который не наказывал розгами детей, говорили, что он их не воспитывает. Ведь даже в Священном писании было сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына». Розгами «воспитывали» не только дома, но и в учебных заведениях. Причем наказать могли ребенка любого сословия, включая отпрысков даже самых знатных родов. В уставах гимназий и училищ такой метод «педагогического» воспитания был официально разрешен повелением императора Николая I. Существовал даже особый список нарушений и наказаний, в котором было четко указано, за какую провинность сколько ударов следует нанести. Немного иначе дела обстояли в гимназиях для девочек – к ним относились более снисходительно. Из телесных наказаний они могли получить пощечину. Но чаще всего провинившуюся ученицу сажали за так называемый «черный стол» – девочка была вынуждена обедать отдельно от остальных воспитанниц. При этом она не имела права садиться, принимать пищу разрешалось только стоя. Запирать в темной комнатеВ 19 веке было широко распространено моральное наказание – ребенка запирали в темном чулане или оставляли в одиночестве в нежилом помещении. Такая «пытка» упоминается и в художественных произведениях. Например, главную героиню романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» в качестве наказания закрывали в ужасной Красной комнате, в которой умер ее дядя. Для неокрепшей детской психики такое испытание было сущим адом. Таскать за ухоНаиболее щадящим телесным наказанием для провинившегося школяра в ту пору было таскание за ухо. Разъяренный учитель, видя, что его не слушают, мог схватить ученика за ухо и оттаскать перед всем классом. Самых строптивых могли и отхлестать по щекам, «выбивая дурь» из проказника. Хлестанию по щекам чаще всего подвергались именно девочки. Для них это считалось весьма унизительным способом наказания. Именно так, по слухам, воспитывала строгая мать Наталью Гончарову, супругу А.С. Пушкина. Поставить на горохСтояние коленями на горохе лишь на первый взгляд может показаться безобидным наказанием. Однако твердые, колкие сухие горошины за несколько часов настолько впивались в колени, что ребенок был не в состоянии самостоятельно подняться на ноги. Считалось, что именно стоя на горохе провинившийся осознает всю тяжесть своей вины и раскается. Свое наказание ребенок получал по разным причинам: мог ослушаться или не сделать того, что ему поручили по дому, нагрубить старшему или просто расшалиться. Лишить пищиЕще одним весьма распространенным наказанием являлось ограничение в еде. Ребенка запросто могли на несколько дней посадить на один хлеб и воду. Наследники аристократов за баловство тоже наказывались. Хоть и не так строго. Например, гувернеры детей Александра II за мелкие провинности напрочь лишали своих воспитанников каких-либо сладостей – за обедом им подавали только суп. Крестьянские наследники могли лишиться пищи за менее мелкие прегрешения, например, за слишком громкий смех или, наоборот, за угрюмое выражение лица, когда с тобой старший разговаривает. А уж если начал проказничать во время церковной службы – тут без всяких разговоров строжайший пост, который мог продлиться до 12 дней. А особо разгулявшегося сорванца и вовсе могли оставить без еды на неопределенный срок, до тех пор пока не одумается. Даже если ребенка не отлучили от стола и позволили ему трапезничать вместе со всеми, в любой момент он мог получить ложкой по лбу. По лбу мог получить любой из присутствующих за столом, кто осмелится полезть своей ложкой в общий котелок раньше деда или отца, т.е. старшего в семье. Чтобы выйти из-за стола без синяков и шишек, есть следовало аккуратно, чинно и скромно. КоленопреклонениеНепослушание или баловство ребенка во время церковной службы строго наказывалось. После молитвы его заставляли медленно опуститься на колени, затем медленно подняться, затем снова опуститься на колени. Причем этот ритуал повторялся столько раз, сколько посчитает нужным его набожный родитель. Зачастую детей заставляли стоять на коленях, держа при этом тяжелые книги в руках. Спустя всего 10 минут в такой позе у ребенка затекают руки и ноги. В некоторых случаях может даже повредиться мениск коленного сустава. Символика этого наказания – падение, грех и получение прощения от Господа. |