Крёстное имя: какое оно будет и как крестить ребёнка, если его имени нет в святцах
Ещё столетие назад имя новорождённому ребёнку было дать очень просто. В день его рождения мама и папа просто заглядывали в святцы и выбирали один из нескольких вариантов (иногда он был всего один). Сегодня же далеко не все следуют церковным традициям, да и многие имена святых устарели. И чаще всего родители дают малышу имя, ориентируюсь на моду, желая выделиться или просто потому, что понравилось, как младенца назвали знакомые. Тем не менее крестят детей в нашей стране очень многие, кто-то относится к этому Таинству серьёзно, кто-то воспринимает его как формальность. Каким же именем нарекают при этом малыша? И что делать, если мирского имени нет в святцах.
Родители, которые при выборе имени для ребёнка учитывают церковные традиции, поступают следующим образом:
Заглядывают в Месяцеслов (печатается в каждом православном календаре), из перечня мужских и женских имён выбирают понравившийся вариант.
Могут выбрать имя святого, память которого празднуется в ближайшие дни (до и после дня рождения малыша).
Выбирают имя в честь святого, которого особо почитают в семье (например, Николая Угодника).
Нарекают малыша согласно обету. Например, женщина долго не могла забеременеть и молилась преподобной Ксении Петербуржской, обещала, что если Господь дарует ей дочку, то она назовёт её Ксенией.
Кроме того, бывает, что родителям очень нравится какое-то имя, и оно есть в святцах. Но роды, например, выпадают на весну, а память святого с этим именем отмечается осенью. Церковь в таких случаях ничего не имеет против того, чтобы люди осуществили задуманное.
Например, у Владислава именины только один день в году — 7 октября. Конечно же, родителям, чей сын родился далеко от этой даты, не запрещается так наречь сына. У Вероники — 17 октября, у Виктории именины только 24 октября, у Валерии — 6 мая и 20 июня, У Киры — 17 декабря, и 13 марта.
Зато есть мужские и женские имена, довольно популярные сегодня, именины которых отмечаются в году много раз.
Приведём лишь отдельные примеры:
Максим: дни памяти святых с таким именем –12 сентября, 18 сентября, 28 сентября, 8 октября, 22 октября, 4 ноября, 5 ноября, 9 ноября, 10 ноября, 12 ноября.
Вообще на Руси рождённого ребёнка стремились окрестить как можно раньше (из-за печального тогда состояния медицины) – на 3-й, 8-й, реже на 40-й день. Это в корне отличалось от позиции католиков, которые допускали крещение только в сознательном возрасте (человек сам должен сделать выбор, прийти к вере, а не родители должны решать за него).
Сегодня же православная вера не принуждает крестить всех только в младенческом возрасте. Родители могут дать ребёнку вырасти и самому принять важное решение. Кроме того, такое иногда бывает у некрещённых родителей: малыш вырастает и сам приходит к вере уже взрослым вопреки родительскому воспитанию.
Такой новообращённый взрослый христианин может оставить при крещении своё же имя, если оно есть в святцах. Но некоторые люди принимают решение в процессе Таинства Крещения поменять имя (возможно, для них это будет символически подчёркивать духовное перерождение). Это нужно заранее обговорить с батюшкой: он, например, подскажет, что можно взять созвучное имя (тем более если человек намерен изменить его и в паспорте). А возможно, крещаемый уже остановился на каком-то определённом имени, совершенно не похожем на его мирское (главное, чтобы оно было в святцах).
Какое имя давать ребёнку при крещении (объясняет батюшка):
В святцах есть имя ребёнка, но с другим звучанием: как крестить Артёма, Светлану, Дениса и других
Если мы не находим имя ребёнка с святцах, это не всегда значит, что его там нет. Часто бывают просто архаичные формы, непривычные нам сегодня.
Примеров можно привести много:
Юлия — Иулия.
Ульяна — Иулиана.
Иван, Ян — Иоанн.
Яна, Жанна — Иоанна.
Анжела — Ангелина.
Степан — Стефан.
Денис — Дионисий.
Артём — Артемий.
Юрий — Георгий.
Анжела — Ангелина.
Сергей — Сергий.
Лилия — Лия.
Аксинья — Ксения.
Илона, Нелли — Елена.
Егор, Юрий — Георгий.
Некоторые славянские имена имеют одно значениес церковными именами (как правило, греческими). Пример тому — Светлана. Девочку с таким именем можно окрестить как Фотинию (от греч. «свет»).
Аналогичная пара имён — Богдан и Феодот (греч. «Богом данный»).
У некоторых современных родителей есть тенденция изначально называть малыша именно именем со старинным звучанием: не Данил, а Даниил, не Наталья, а Наталия. Если они этого хотят, священник не будет против, а святцы только помогут сделать выбор.
Однако некоторые батюшки считают, что наречение младенца таким именем должно быть именно искренним желанием православных родителей, а не просто способом поразить окружающих, подчеркнуть свою оригинальность.
Если имени в святцах нет: Алиса, Мирослава, Карина и другие имена
Многие родители сегодня стремятся назвать малыша модно, оригинально, звучно. И часто оказывается, что такого имени в святцах нет (причём нет и его похоже звучащей архаичной формы). В этом случае священник предлагает выбрать имя просто с похожим звучанием или имеющее аналогичное значение. Традиционно устоявшиеся соответствия можно посмотреть в официальных православных интернет-изданиях (например, azbuka.ru, pravoslavie.ru, http://beleparh.ru/). Также можно зайти в храм или церковную лавку и попросить помощи там.
Вот несколько традиционных соответствий для мирских имён, которых нет в Месяцеслове:
Алиса — её крёстят под именем Александра, Василиса. При этом чаще всего девочка с таким именем всё-таки получает имя Александра — в честь святой страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, которая до принятия православия носила имя Алиса.
Анджелина — её крёстят под именем Ангелина. Алина — её крёстят под именем Александра или Инна. Арина — её крёстят под именем Екатерина, Марина. Диана — Дигна, Анна. Виталина — Виктория. Ева. Ситуация с этим именем очень интересна. Хотя оно имеет прямое отношение к христианству (Евой звали первую женщину на земле), ещё недавно девочку с таким именем окрестили бы как Евгению или Евдокию (Евы не было в православных святцах). Но примерно 18 лет назад Русская православная церковь приняла решение причислить к лику святых настоятельницу Пензенского монастыря игуменью Еву (в 1937 году её расстреляли НКВД). И сегодня родители маленькой Евы могут окрестить дочку её же мирским именем.
Есения — Ксения, Есия. Дана — Дарья, также можно выбрать имя на основе общности значения — Феодосия («Богом данная»). Яна — Иоанна. Карина — Клеопатра, Кира. Милана — Мелания, Милица, Анна. Мирослава — Марина, Мария, Ирина. Очень красивое нежное имя имеет интересную историю. В православном календаре его нет, однако покровительницей девочек и женщин с таким именем считается дева Мирослава Константинопольская. По историческим данным, её муж подвергся гонениям за христианскую веру, его пытали, после чего отправили в ссылку с женой и детьми. Там он умер, а следы родных затерялись. Между тем в ближайших к нам православных славянских странах девочек крестят именно под именем Мирославы (в Болгарии, Украине, Чехии, Словакии), здесь отмечаются дни памяти этой святой (5 мая — в Болгарии и Украине, 5 апреля — в Чехии и Словакии, 29 марта — дополнительно в Словакии).
Олеся — Александра, Василиса. Полина — Аполлинария, Пелагея. Тимур — Тимофей. Руслан — Роман, Ростислав. Однако окрестить такого ребёнка можно и Леонидом, исходя из смысла имён: оба они обозначают «подобный льву» («похожий на льва»). Ратмир — Роман. Станислав — Святослав.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Обязательно ли ребёнка называть именем, которое есть в Православии? А если, например, я назову дочь Алисой? Как её будут крестить? Юлия.
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Здравствуйте, Юлия! Конечно, лучше сразу давать девочке православное имя. Если же Вы назовёте дочь Алисой, то при Крещении ей дадут православное имя (например, Александра), и именно с этим именем она будет участвовать в церковной жизни (причащаться, исповедоваться, венчаться и т. д.).
Если же вовсе не получается подыскать в святцах имя, похожее на то, какое дали малышу (или эти варианты не нравятся родителям), можно просто выбрать имя святого, память которого празднуется в день крещения либо любое понравившееся имя по святцам. Следует помнить, что в молитвах упоминать этого человека нужно только его церковным именем, равно как и писать записки «о здравии» в храме.
Некоторые люди хотят дать ребёнку при крещении принципиально другое имя, даже если то, что записано у него в свидетельстве о рождении, уже есть в святцах. Объясняют они это стремлением защитить малыша от сглаза, недобрых людей. С точки зрения церкви это неразумно, проявление суеверия, магии.
Из собственной практики припоминаю отпевание очень старой женщины. Которая, будучи Марией, крещена была Александрой. Причём никто из родственников этого не знал. И только то, что ещё была жива старшая сестра бабушки, ещё более ветхая старица, предотвратило отпевание усопшей под другим именем. Видя упорство в суеверном желании, всегда вспоминаю этот случай. Есть ли уверенность, что рядом с каждым таким ребёнком окажется старшая сестра?
Иерей Михаил Самохин
Также православие не приветствует двойные имена (например, одно мирское, другое — крещёное). Хотя на Западе они популярны. Если мирское имя и церковное немного отличаются по звучанию, то в обычной жизни человек пользуется первым, а в церковных таинствах использует второе.
Важно! Согласно православному учению именно со вторым именем христианин предстанет пред Небесным Судьёй во время Второго пришествия Христа (на Божьем Суде).
Зачем менять ребёнку имя при крещении, если его нет в святцах (объясняет православный священник):
Выбор имени при крещении ребёнка очень важен. Хорошо, когда оно совпадает с тем, что дали малышу родители при рождении. Если нет — можно просто подобрать в святцах архаичную форму или созвучный вариант. Именно это имя следует использовать в домашних и церковных молитвах.
1 комментарий