Show
Реклама на Babyzzz Связь с нами

Темы

Горячие статьи

Babyzzz Родителям Разное о детях Почему одни животные едят других: как объяснить малышу

Многие родители с ранних лет прививают своему чаду любовь к животным, читают добрые книжки, где дружат между собой зайчики, ёжики, лисички, львы и прочие зверюшки, показывают соответствующие мультики. Но в один прекрасный момент малыш узнаёт, что, оказывается, не всё так просто: к примеру, видит на улице кошку, которая поймала мышку или голубя и ест добычу. Как правильно объяснить ребёнку, что такое пищевые цепочки и почему одни живые существа питаются другими.

Как рассказать малышу о пищевой цепочке

Дети, живущие в сельской местности, рано узнают про жизнь животных. Ведь их окружают домашние питомцы, ребята ходят с родителями в лес. Такие малыши обычно легко и естественно сами делают выводы об устройстве окружающего мира. Они понимают, что одни животные съедают других, чтобы выжить.

К примеру, прогуливаясь в лесу, ребёнок видит, как большой уж заглатывает лягушку. Катаясь на лодочке со взрослыми по озеру, малыш наблюдает чаек, высматривающих в воде рыбу, а затем хватающих её клювом. Когда мама разделывает щуку, которую поймал папа, в животе у неё оказывается более мелкая рыбка.

Уж заглатывает лягушку в траве

Дети, живущие в сельской местности, постигают понятие пишевой цепочки естественно и незаметно

Сложнее приходится городским детям, многие из которых видели того же ёжика и лисицу только на картинках или в зоопарке. Здесь уже родители должны постараться деликатно объяснить понятие пищевой цепи, чтобы не травмировать психику ребёнка.

Рассказ можно выстроить примерно так:

  1. Энергия солнца пронизывает всё живое на Земле, она передаётся по цепочке от растений к травоядным животным, а затем от них — к хищным. Так, травка питается солнечными лучами, она растёт, становится сочной. Потом её съедает мышка.
  2. Мышка тратит энергию на своё движение, дыхание и другие важные жизненные процессы. Зверёк даёт потомство — много маленьких мышек.
  3. Мышку съедает лиса, ведь ей тоже нужна энергия, чтобы расти, дышать, двигаться и пр. Конечно же, та мышка была не единственной, кроме неё, остаётся много других мышек.

После такого объяснения нужно задать малышу вопросы на закрепление, например, «что будет, если на лугу не вырастет травка?», «сколько должно быть травы и мышек, чтобы никто из участников пищевой цепочки не умер от голода».

Главное — чтобы ребёнок понял, что животное, съедающее другое животное, — это не злодейский злодей, а обычное живое существо. Оно следует естественным законам природы, ведёт себя так для того, чтобы выжить, дать потомство.

Примеры разных пищевых цепочек

Ребёнок должен понять, что одни живые существа питаются другими для того, чтобы выжить, дать потомство, а не потому что они злодейские злодеи

Когда ребёнок усвоит суть пищевой цепочки, взрослый приводит ему другие многочисленные примеры:

  1. Греет солнышко — растёт осина — заяц ест её кору — волк съедает зайца.
  2. Греет солнышко — растёт берёза — листья берёзы ест гусеница — гусеницу ест дятел — дятла ест лиса.
  3. Греет солнышко — в озере растут водоросли — мелкая рыба ест водоросли — щука съедает мелкую рыбку.
  4. Греет солнышко — растёт травка — травку ест антилопа — антилопу съедает лев.

Также на прогулке малышу нужно показывать, как птицы ловят мошек в воздухе, уточки в городском пруду съедают водных насекомых. Конечно же, нужно обязательно читать детям рассказы о природе В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Л. Толстого (там так или иначе затрагивается данная тема).

Книги о природе Бианки, Сладкова, Чарушина и пр

Конечно же, на помощь родителям придут детские книги отечественных классиков и природе

Типичные ошибки родителей

Некоторые взрослые, опасаясь слишком бурной реакции своего чада, начинают уходить от его вопросов по данной теме, пытаются отвлечь малыша, переводят всё в шутку. Это в корне неправильно, ведь для гармоничного развития, формирования устойчивой психики ребёнок имеет право знать правду в том возрасте, в котором он дозрел до формирования вопроса.

Его просто засмеют другие ребята в детском саду или во дворе, когда разговор пойдёт о животных, а малыш начнёт доказывать, что, например, лиса не ест зайчиков, а дружит с ними. В результате доверие к маме и папе будет подорвано. Кроме того, занятия на подобную тему проводятся в дошкольном учреждении: и знания, которые даёт воспитатель, не должны расходиться с родительским объяснением.

Ещё одна ошибка — придумывание небылиц. Например, «кошка ест не всех мышек, а только плохих», или «только плохие кошки ловят голубей». Ребёнок не должен так воспринимать животных, ведь та же кошка по природе своей является хищником, и об этом надо рассказывать.

Следует предостеречь и от другой крайности — когда родители объясняют ребёнку всё очень детально и подробно, специально показывают в зоопарке процесс кормления одних животных другими (ведь бывает в зверинцах устраивают, например, шоу кормления питонов живыми грызунами и пр.). Психику малыша, выросшего в чисто городских условиях, такое зрелище может травмировать.

Кролики в вольере с питоном в зоопарке

Не нужно ударяться в крайности и специально показывать ребёнку, как одни звери едят других, например, водить в зоопарк на шоу кормления питонов

Отзывы родителей

Кошка — хищник по природе своей, и она охотится. А мышки, кротики, птички — это её добыча. Что тут выдумывать, правду сказать и всё.

Ольга Житова

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/

Мышка — это еда для кошки. Не знаю. Мои спокойно к этому относятся и только спорят, кому из них принесли добычу.

Стася КоМнеНаТы

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/

Потому что так придумано. Кто-то кого есть и гриб тоже чья-то еда. И червяк. Кошка кушает их. А крот кушает корешки. И умирают растения. Полный круг природы — объяснять.

Катерина Марчук

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/

Мы дочке как-то изначально ненавязчиво объясняли. Вот, например, зайчик кушает морковку, а кошечка любит кушать рыбок и мышек, а мышка любит сыр. Или что у нас куры живут во дворе, но при этом мы едим курицу, варим суп из неё и т. д. И дочка нормально, адекватно это воспринимала. Чуть позже уже говорили о том, что животные бывают хищные и травоядные.

Carramellia

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/

Тема пищевых цепочек в природе вовсе не травмирует детскую психику, как кажется некоторым родителям. Главное — преподнести информацию деликатно и не вдаваться в излишние подробности. А естественный интерес ребёнка к окружающему миру удовлетворять просто необходимо, чтобы он гармонично развивался.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 


Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?